Метрика палача
Литовские историки Ритас Нарвидас и Андрюс Тумавичюс обнаружили метрическую запись одной из наиболее мрачных личностей советской эпохи — Николая Ивановича Ежова, будущего наркома внутренних дел и главного исполнителя Большого террора 1937–1938 годов, который в его честь окрестили ежовщиной. Фотокопию метрической записи Ежова литовские историки любезно передали мне, но с непременным обязательством опубликовать её в России, что я и делаю, выражая им искреннюю благодарность.
Из текста записи в метрической книге Воскресенской церкви в Ковно (Каунас), которая хранится в Литовском государственном историческом архиве (LVIA, f. 605, ap. 20, b. 515, l. 119v-120, eil. 16), следует, что 8 (20) апреля 1895 года у крестьянина Красненской (более распространённый тогда вариант — Краснинской) волости Крапивинского (сейчас пишут: Крапивенский) уезда Тульской губернии Ивана Ивановича Ежова и законной жены его Анны Антоновны, оба — православного вероисповедания, родился сын Николай. 16 (28) апреля он был крещён священником, настоятелем Воскресенской церкви отцом Лавром Сахаровым и дьяконом той же церкви Иоанном Малевичем. Восприемниками стали коллежский асессор Павел Еремеевич Иванов, учитель Вейверской учительской семинарии (Вейвере был рядом с Мариамполем), и жена крестьянина Гродненской губернии Мария Андреевна Тарасюк.
Метрика Ежова опровергает ту дату рождения, которую Ежов писал в анкетах, — 19 апреля (1 мая) 1895 года. Уж очень хотелось Николаю Ивановичу родиться в день праздника международной солидарности трудящихся. Вот и передвинул реальную дату рождения на 11 дней вперёд. Конечно, тогда ещё он не мог знать, что родился в один день с другим величайшим злодеем XX века, Адольфом Гитлером, только на шесть лет позднее. Точно так же опровергается и указанное Ежовым в анкетах место рождения — Санкт-Петербург, и социальное положение родителей: отец — рабочий, металлист-литейщик. В действительности отец имел крестьянское происхождение и на момент рождения Николая проживал в Ковно.