«Мадонна» под занавесом
В фондах Эрмитажа хранилась небольшая «Мадонна с младенцем», исполненная на доске тополя размером 39,5 × 32, 5 см. Сведения о ее происхождении были чрезвычайно скудны: в 1920-е годы она была изъята из частного собрания для продажи за границу, возвращена в 1933 году и передана в Эрмитаж.
В инвентарь музея картину вписали как произведение неизвестного итальянского художника XVI века. Но особенности индивидуальной манеры письма указывали на Лоренцо Лотто, одного из самых ярких и оригинальных мастеров венецианского Ренессанса: яркая, насыщенная цветовая гамма, построенная на неизменном для мастера сочетании интенсивных синего, красного, желтого и зеленого цветов, прихотливая игра драпировок, характерная пластика движений, наконец, тип лица Мадонны и младенца Иисуса, неоднократно повторенный художником в 1540-е годы.
Понимание, что картина исполнена Лотто в поздний период творчества, означало, что она должна непременно быть упомянута в «Книге счетов», где мастер учитывал все свои расходы с 1540 по 1556 год. Единственным возможным кандидатом, которого можно было бы отождествить с эрмитажной «Мадонной», была написанная в 1542 году «Мадонна... с тремя ангелами», созданная Лотто для дочери своего родственника Марио д’Армано, в чьем доме он в это время жил в Венеции: картина упомянута в «Книге счетов» четыре раза, с января по июль 1542 года.