Крестоносец за решёткой
Одним из первых политических узников Средневековья смело можно считать Роберта Нормандского — старшего сына Вильгельма Завоевателя. Он прожил совершенно невероятные для своего времени (рубеж XI-XII веков) восемьдесят лет. Правда, последние двадцать восемь из них — в заточении.
Нелюбимый сын
Роберт Нормандский стал очень большим разочарованием для своего отца — Вильгельма Завоевателя. Недовольство грозного герцога, сумевшего покорить Англию и стать её королём, вероятно, вызывала нерешительность старшего сына и наследника. Роберт не был трусом и не был слабаком, он обладал личной храбростью и не был лишён лидерских качеств. Просто в критических ситуациях он впадал в ступор. И когда надо было действовать, Роберт ждал, а когда надо было ждать — действовал.
Впервые это проявилось ещё в юности. Отправившись покорять Англию, Вильгельм объявил старшего сына своим наследником в Нормандии. Пока отец наводил порядок в Туманном Альбионе, в тылу возник пожар. Граф Анжуйский начал с Нормандией войну из-за графства Мэн. Что сделал Роберт? Ничего. 14-летний принц бежал из графства. В итоге Вильгельму пришлось лично вернуться с войском во Францию, чтобы исправить положение. Видимо, именно тогда, в 1073 году, Вильгельм впервые задумался о том, может ли он оставить свою молодую и ещё шаткую державу старшему сыну.
Очень скоро подросший наследник восстал против отца и двух младших братьев, заключив союз против своей семьи с её самым опасным врагом — Филиппом I, королём Франции. По легенде, во время битвы за замок Жерберуа в 1079 году Роберт даже ранил отца, что не помешало им через год примириться.
Однако доверие отца к сыну было подорвано. Умирая, Вильгельм Завоеватель завещал трон своему среднему сыну Вильгельму Руфусу. Роберт не получил бы вообще ничего, если бы не строптивые нормандские феодалы, которые уже присягнули ему и отказались признавать власть кого-либо ещё, тем более что Вильгельм II, постоянно находившийся в Англии, был им мало знаком.