История пропавшего опиума
Этот документ, сохранившийся среди бумаг секретариата Алексея Рыкова, главы правительства СССР с 1924 по 1930 год, — свидетельство некоего «недоразумения», возникшего в 1925 году между советскими ведомствами по поводу одного достаточно деликатного дела.
Об обстоятельствах дела председателю Совнаркома сообщал заместитель председателя Наркомата внешней торговли Моисей Фрумкин. Речь шла о персидском опиуме, бесследно пропавшем во Владивостоке при прямом участии ОГПУ. Как можно видеть из поданной Рыкову записки, опиум поставлялся из Персии при участии советско-персидского акционерного общества «Шарк» (в задачи этого объединения, созданного в 1924 году, входило развитие торговли между СССР и Персией), а также Арменторга.
Фрумкин специально упоминает в своей записке фамилию Тер-Габриэляна. Предположительно, речь идёт о Сааке Тер-Габриэляне, бывшем председателе бакинского ЧК и комиссаре по нефти в Бакинской коммуне в 1918 году, который в 1924 году занимал пост представителя Закавказской Федерации при Совнаркоме СССР и, вероятно, каким-то образом курировал участие Арменторга в операции с опиумом. Персидский опиум доставлялся на Дальний Восток и оттуда следовал в Китай. При этом,