Истина в «упаковке», или Как завершалась война
Цинично, но верно прозвучит утверждение: глобальная катастрофа Первой мировой стала эпохой профессионального апогея политической карикатуры в России. Особенно в сатирических журналах того времени, талантливых изданиях, отражавших своего рода повседневное свободомыслие читающей публики столиц и глубинки.
Не надо бояться.
То, чего вы боитесь, уже пришло».
Надежда Тэффи
Стилистическая жёсткость рисунка, его лаконичность при насыщенности эмоциями создали тогда собственную «эпоху модерна» в отечественной карикатуре. Признанным лидером на этой площадке выступал «Новый Сатирикон» с его остроумнейшим главредом Аркадием Аверченко. Художники-сатирики, как и другие чуткие современники, наглядно отразили ужас войны, когда человек становился трагической пародией на самого себя. «Когда я озираюсь вокруг, люди кажутся мне карикатурами на своё прежнее “Я”: измученные, усталые, изменившиеся до неузнаваемости…» — записала в своём дневнике в январе 1917 года Софья Бочарская, сестра милосердия в русской армии. Шаржирование реальности, гротеск в её трактовке становились способами амортизации психологических травм военного времени.