Череп Святослава
«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него».
Зачитав этот перевод из «Повести временных лет» или же рассказав то же самое своими словами, учитель истории вешает тяжёлую паузу, и в классе устанавливается непривычная тишина. Если ученики любознательные, а преподаватель не спешит с выполнением учебного плана, может завязаться разговор о том, «как это?» и «зачем это?». Правильный ответ: «Никто толком не знает».
Из статьи в статью кочует краткое пояснение, что делать чаши из черепа врагов — обычай некоторых тюркских народов. Однако умалчивается, откуда это известно. Умалчивается по той простой причине, что ниоткуда. Печенеги нам не оставили ни легенд, ни тем более хроник. Мрачная, устрашающая деталь гибели воинственного князя передана киевским летописцем, жившим по меньшей мере через полтора столетия после описываемого события, его единственной опорой в этом случае могло быть сообщение византийского хрониста Льва Диакона, написавшего свою «Историю» по неостывшим следам, всего через двадцать лет. И у него всего лишь констатация факта, что в 972 году «Сфендослав» попал в засаду к «пацинакам», которые убили его и большинство воинов. Среди нелестных характеристик пацинаков/печенегов, которые «поедают вшей, возят с собой жилища», нет никакого упоминания о чашах из черепов.