Баскаки и налоги
«Сидя на коне, можно завоевать империю, но нельзя ею управлять, сидя на коне». Эти слова приписывают Елюй Чуцаю, советнику Чингисхана. Говоря современным языком, захватить земли мало, надо найти способ управления, достаточно жёсткий для удержания власти, и мягкий, чтобы не вызвать недовольства новых подданных.

В поисках ответа
Затруднения, которые испытывали историки в оценке ордынского влияния на Русь, хорошо иллюстрирует история с конкурсом Императорской академии наук. В 1826 году учёным предложили представить работы о последствиях господства монголов на Руси. На исследования давалось три года, но в 1829 году в академию поступила только… одна работа.
В 1832-м конкурс объявили повторно. Снова было дано три года, и в итоге на суд жюри опять была представлена только одна работа на немецком языке. Академики сочли её неудовлетворительной, а денежная награда так и не нашла своего обладателя.
И действительно, за что ни возьмись, какой аспект отношений Руси и Орды ни рассматривай, везде больше исключений, чем правил. Дань взимали, но не со всех, русские князья были ордынскими вассалами, но чувствовали себя достаточно вольно. Российский историк-востоковед Роман Почекаев сравнивает отношения русских княжеств с Ордой с отношениями Древнего Рима и италийских общин VI–II веков до н. э. Рим главенствовал, остальные племена это признавали, но при этом италики жили по своим правовым нормам и имели собственную систему управления.
Что ж, добрым это вынужденное совместное проживание не назовёшь, но раз уж русские земли оказались под Ордой, приходилось приспосабливаться.

Чья власть?
Золотоордынские ханы предпочитали считать русские земли политически автономными. Власть в них имели князья, получавшие ярлыки в Орде. Ей же платили «выход» — регулярную дань.