Дешевая распродажа. Кому и, главное, зачем Минфин предлагает продавать госсобственность
Приватизация в разгар кризиса — идея довольно странная, а в условиях чрезвычайно низкой инвестиционной активности странная вдвойне. Она противоречит всем идеологическим установкам последних лет и не имеет никакой конкретной цели
Российский министр финансов Антон Силуанов 19 октября на встрече с инвесторами в Вашингтоне, где он принимал участие в очередной заседании МВФ и Всемирного банка, заявил: российские власти согласны с тем, что приватизация должна быть более амбициозной. За день до этого на инвестиционном форуме Московской биржи заместитель Силуанова Алексей Моисеев высказал позицию Минфина, которая заключается в том, что во всех компаниях, кроме оборонных, доля государства должна быть снижена до 50%, а в некоторых и вовсе до блокпакета (25% плюс одна акция) или до нуля.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин похвалил своего бывшего заместителя за правильное направления мыслей — более «амбициозную» приватизацию в Счетной палате приветствуют, — отметив при этом, что заявлять об этих планах надо было до начала парламентского обсуждения бюджета, в котором доходы от приватизации планируются рекордно низкие — всего 11 миллиардов рублей.
Не будем уподобляться Счетной палате и придираться к мелочам, возможно, светлая мысль о том, что пора уже, наконец, приступить к серьезной распродаже госимущества, пришла в голову главе Минфина уже после того как бюджет на ближайшую трехлетку был сверстан и даже утвержден правительством. К тому же Силуанов отметил, что цель «амбициозной» приватизации — вовсе не наполнение бюджета. С этим все и без того обстоит более чем неплохо. Главное — снизить присутствие государства в экономике.
Можно было бы списать слова министра на обстоятельства времени и места, где они были сказаны. Вашингтон, встреча с инвесторами — нужно же о чем-то говорить. Но практически синхронное и более предметное высказывание Моисеева заставляет отнестись к словам о приватизации более серьезно, чем к вежливому способу поддержать беседу.