Уплотнение экономического пространства
Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Одна из главных тем деловой программы Восточного экономического форума, который в эти дни проходит во Владивостоке,— «Артерии роста: как логистика меняет экономику». Огромная территория России — это ее несомненное конкурентное преимущество. Благодаря своим обширным пространствам наша страна обладает доступом к самым разнообразным первичным ресурсам — от богатых месторождений ценных полезных ископаемых до колоссальных запасов дефицитной в современном мире пресной воды. Причем в большинстве случаев этих ресурсов нам хватит на многие десятилетия и даже столетия.
Обладание обширной территорией усиливает геополитическое влияние России, дает ей прямой выход к многочисленным зарубежным рынкам, обеспечивает контроль над важными международными транзитными маршрутами, значительно снижает риски перенаселения, создает грандиозные возможности для научных исследований и туризма. Особо надо отметить, что наши семнадцать с лишним миллионов квадратных километров формируют почти безграничное пространство для экономического развития страны. Эти гигантские территории надо осваивать и благоустраивать, а потом поддерживать в хорошем состоянии. Поэтому Россия вряд ли когда-нибудь столкнется с необходимостью придумывать искусственные стимулы для своего экономического развития типа принудительного перехода на менее эффективные источники энергии. Основные направления нашего развития понятны на несколько десятков лет вперед, и это серьезный плюс для нашей экономической и инвестиционной политики.
Воспользоваться перечисленными преимуществами не так просто. Чтобы огромные территории могли работать на развитие страны, нужна их хорошая транспортная доступность. Люди и грузы должны легко перемещаться по стране в самых разных направлениях, причем перемещаться быстро и за разумную цену. Наличие развитой сети транспортных коммуникаций обеспечивает высокую плотность экономического пространства, позволяя вовлекать в хозяйственный оборот гораздо больше ресурсов, в том числе географически удаленных.
Надо сразу оговориться: развитие транспортных сетей — дело трудное, долгое и дорогое. Особенно в такой огромной стране со сложными природно-климатическими условиями, как Россия. В силу этого обстоятельства решения о создании новых транспортных маршрутов принимаются очень непросто.
Во-первых, надо правильно выбрать способ, с помощью которого будут решаться задачи по доставке людей и грузов с наименьшими издержками. Это может быть автомобильная или железная дорога, водный путь по реке и морям, воздушный маршрут, трубопровод. Рассчитывая издержки по каждому из вариантов, надо учесть затраты на строительство капитальных объектов и их последующую эксплуатацию, производство подвижного состава, потребляемое топливо, расходные материалы и т. д.
Во-вторых, надо оценить потенциальные грузовые и пассажирские потоки, которые должны возникнуть при появлении нового маршрута, и прикинуть доходы от обслуживания этих потоков. При этом будущие денежные доходы придется продисконтировать, чтобы принять во внимание потери, которые возникают из-за того, что финансовые ресурсы, потраченные на инвестиции в инфраструктуру маршрута, по сути, замораживаются на несколько лет.
К сожалению, в большинстве случаев прямой счет, сравнивающий затраты на создание нового маршрута и потенциальные доходы от перевозок, показывает убыточность транспортных проектов, нацеленных на соединение обжитых регионов с отдаленными территориями. В результате возникает неприятное противоречие: с одной стороны, осваивать отдаленные территории необходимо, с другой стороны, не вполне понятно, как избежать прогнозируемых убытков при создании новых транспортных коммуникаций.
Эта мучительная дилемма, сопровождающая транспортное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке, была хорошо известна еще в XIX веке. В частности, при обсуждении проекта Транссибирской железнодорожной магистрали и на начальных этапах ее строительства многие современники критиковали эту затею за ее чрезмерную дороговизну и сомнительную экономическую целесообразность. Как следствие, окончательное решение о строительстве Транссиба было принято исходя не столько из финансово-экономических, сколько из военно-политических соображений. К тому времени Российская империя уже была вынуждена отказаться от Аляски из-за дороговизны ее снабжения, и было ясно, что удерживать дальневосточные земли без быстрого и надежного сухопутного транспортного сообщения тоже будет сложно. Кроме того, в российском обществе стала приобретать популярность идея о необходимости бороться с аграрным перенаселением в европейской части страны путем переселения части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Строительство железной дороги из центра России до Тихого океана резко упрощало решение этих двух политических задач.