Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

ДеньгиБизнес

Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Фото: Александр Чиженок

Одна из главных тем деловой программы Восточного экономического форума, который в эти дни проходит во Владивостоке,— «Артерии роста: как логистика меняет экономику». Огромная территория России — это ее несомненное конкурентное преимущество. Благодаря своим обширным пространствам наша страна обладает доступом к самым разнообразным первичным ресурсам — от богатых месторождений ценных полезных ископаемых до колоссальных запасов дефицитной в современном мире пресной воды. Причем в большинстве случаев этих ресурсов нам хватит на многие десятилетия и даже столетия.

Обладание обширной территорией усиливает геополитическое влияние России, дает ей прямой выход к многочисленным зарубежным рынкам, обеспечивает контроль над важными международными транзитными маршрутами, значительно снижает риски перенаселения, создает грандиозные возможности для научных исследований и туризма. Особо надо отметить, что наши семнадцать с лишним миллионов квадратных километров формируют почти безграничное пространство для экономического развития страны. Эти гигантские территории надо осваивать и благоустраивать, а потом поддерживать в хорошем состоянии. Поэтому Россия вряд ли когда-нибудь столкнется с необходимостью придумывать искусственные стимулы для своего экономического развития типа принудительного перехода на менее эффективные источники энергии. Основные направления нашего развития понятны на несколько десятков лет вперед, и это серьезный плюс для нашей экономической и инвестиционной политики.

Воспользоваться перечисленными преимуществами не так просто. Чтобы огромные территории могли работать на развитие страны, нужна их хорошая транспортная доступность. Люди и грузы должны легко перемещаться по стране в самых разных направлениях, причем перемещаться быстро и за разумную цену. Наличие развитой сети транспортных коммуникаций обеспечивает высокую плотность экономического пространства, позволяя вовлекать в хозяйственный оборот гораздо больше ресурсов, в том числе географически удаленных.

Надо сразу оговориться: развитие транспортных сетей — дело трудное, долгое и дорогое. Особенно в такой огромной стране со сложными природно-климатическими условиями, как Россия. В силу этого обстоятельства решения о создании новых транспортных маршрутов принимаются очень непросто.

Во-первых, надо правильно выбрать способ, с помощью которого будут решаться задачи по доставке людей и грузов с наименьшими издержками. Это может быть автомобильная или железная дорога, водный путь по реке и морям, воздушный маршрут, трубопровод. Рассчитывая издержки по каждому из вариантов, надо учесть затраты на строительство капитальных объектов и их последующую эксплуатацию, производство подвижного состава, потребляемое топливо, расходные материалы и т. д.

Во-вторых, надо оценить потенциальные грузовые и пассажирские потоки, которые должны возникнуть при появлении нового маршрута, и прикинуть доходы от обслуживания этих потоков. При этом будущие денежные доходы придется продисконтировать, чтобы принять во внимание потери, которые возникают из-за того, что финансовые ресурсы, потраченные на инвестиции в инфраструктуру маршрута, по сути, замораживаются на несколько лет.

К сожалению, в большинстве случаев прямой счет, сравнивающий затраты на создание нового маршрута и потенциальные доходы от перевозок, показывает убыточность транспортных проектов, нацеленных на соединение обжитых регионов с отдаленными территориями. В результате возникает неприятное противоречие: с одной стороны, осваивать отдаленные территории необходимо, с другой стороны, не вполне понятно, как избежать прогнозируемых убытков при создании новых транспортных коммуникаций.

Эта мучительная дилемма, сопровождающая транспортное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке, была хорошо известна еще в XIX веке. В частности, при обсуждении проекта Транссибирской железнодорожной магистрали и на начальных этапах ее строительства многие современники критиковали эту затею за ее чрезмерную дороговизну и сомнительную экономическую целесообразность. Как следствие, окончательное решение о строительстве Транссиба было принято исходя не столько из финансово-экономических, сколько из военно-политических соображений. К тому времени Российская империя уже была вынуждена отказаться от Аляски из-за дороговизны ее снабжения, и было ясно, что удерживать дальневосточные земли без быстрого и надежного сухопутного транспортного сообщения тоже будет сложно. Кроме того, в российском обществе стала приобретать популярность идея о необходимости бороться с аграрным перенаселением в европейской части страны путем переселения части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Строительство железной дороги из центра России до Тихого океана резко упрощало решение этих двух политических задач.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прежде чем спорить, давайте считать Прежде чем спорить, давайте считать

Эксперты разошлись во мнениях о драйверах и тормозах российской экономики

Деньги
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Российский рынок перерос параллельный импорт Российский рынок перерос параллельный импорт

Минпромторг сокращает список товаров параллельного импорта

Монокль
Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос» Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос»

Белый водород — в чем его уникальность и насколько обоснованы ожидания от него?

ФедералПресс
Дефициту бюджета есть простое объяснение Дефициту бюджета есть простое объяснение

Чем вызван растущий дефицит федерального бюджета

Монокль
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Обзор Hyundai Staria: так ли хорошо едет «спейс шаттл», как выглядит Обзор Hyundai Staria: так ли хорошо едет «спейс шаттл», как выглядит

Hyundai Staria: Внеземной минивэн по земным ценам

ТехИнсайдер
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома

Как скромное начинание выросло в полноценное производство?

Inc.
Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом

Почему Яндекс Документы — выбор для бизнеса в России

Inc.
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее

Когда приобретение жилья в новостройке вновь станет доступным?

Inc.
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
«Период высоких ставок стал проверкой на прочность — и российский бизнес ее прошел» «Период высоких ставок стал проверкой на прочность — и российский бизнес ее прошел»

Как банк помогает бизнесу сохранять эффективность в любых экономических условиях

Деньги
Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС

Как добавить организацию в Яндекс Карты и 2ГИС?

Inc.
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Обычный лед оказался флексоэлектрическим Обычный лед оказался флексоэлектрическим

Лед проявил сегнетоэлектрические свойства

N+1
Оправданны ли траты: почему брекеты стоят так дорого? Оправданны ли траты: почему брекеты стоят так дорого?

Почему брекеты стоят так дорого и на чем нельзя экономить при лечении

ТехИнсайдер
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом

Драма за часы до взрыва звезды

ТехИнсайдер
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород

Может ли мотор производить водородное топливо, потребляя бензин?

ТехИнсайдер
Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее

Чем может угрожать таяние вечной мерзлоты, к каким последствиям это приведет?

Знание – сила
От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер

Правда о трагедии женщины, чей образ исказили газетные мифы

ТехИнсайдер
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Открыть в приложении