Российский траст
С начала года россияне создали почти 200 личных фондов

Европа воспринималась состоятельными россиянами как тихая гавань для финансов: туда выводился капитал, создавались разнообразные трасты. После 2022 года такой капитал столкнулся с санкционными и регуляторными ограничениями, сделавшими почти невозможным дальнейшее его обслуживание в недружественных юрисдикциях. Им на смену пришли трасты дружественных стран и российский аналог — личные фонды. Они позволяют не только решить задачи наследования, но и структурирования активов и оптимизации налогов. Правда, пользоваться у россиян спросом они стали лишь со вступлением в силу в 2024 году регуляторных изменений.
Десятилетия в современной истории России европейские трасты использовались состоятельными россиянами для решения задач структурирования, сохранения и наследования капитала, заработанного внутри страны. При этом наиболее востребованными были низконалоговые юрисдикции Кипра, Лихтенштейна, Мальты, Ирландии и так далее. Причины популярности трастов, по мнению старшего консультанта практики «Услуги для частных клиентов» группы компаний «Мариллион» Яны Кудрявцевой, достаточно прагматичны: устойчивость и развитость правовых институтов доверительного управления, конфиденциальность, защита от претензий третьих лиц, а главное — возможность передачи активов вне рамок российского наследственного права.
Добавляли им популярности простой и гибкий переход владения, а также уверенность россиян в незыблемости европейского гражданского права, подтвержденной веками функционирования англосаксонских трастов. Ситуация в одночасье изменилась в первом квартале 2022 года, когда на фоне начала СВО западные страны начали вводить санкции против российского бизнеса и физических лиц. Ограничения коснулись и трастов, причем наиболее жестко выступил Евросоюз. «Под запрет попали практически все действия — от регистрации нового траста или фонда до управления им и оказания услуг трасти. Таким образом, привычные россиянам мировые центры трастового сервиса для них закрылись: ни открыть новый траст, ни полноценно администрировать старый в Европе стало невозможно»,— вспоминает соруководитель практики частных клиентов коллегии адвокатов Delcredere Алексей Наумов. В ряде случаев произошла блокировка или заморозка активов российских бенефициаров трастов на всей территории ЕС.
В таких непростых условиях российские бенефициары трастов начали спешно получать европейские документы. Как отмечает Яна Кудрявцева, европейские ограничения не коснулись бенефициаров и учредителей, кто имел гражданство или вид на жительство (ВНЖ) ЕС, Швейцарии и Лихтенштейна. Реже одним решением стала редомициляция трастов и компаний в дружественные юрисдикции — например, в ОАЭ или на Маврикий, а также в Россию через специальный административный район (САР). «Многие же трасты были просто ликвидированы с распределением всех активов между бенефициарами»,— вспоминает Алексей Наумов.
Личный фонд
Значительного возвращения капитала из европейских трастов в Россию участники рынка не отмечают — как из-за ограничений по движению капитала, так и отсутствия развитого внутреннего института личных фондов (ЛФ). Само понятие было введено в Гражданский кодекс лишь в марте 2022 года. До этого у россиян была возможность создавать фонды, схожие с англосаксонскими трастами,— так называемые наследственные фонды. Они были введены законодательством еще в сентябре 2018 года, но имели один серьезный недостаток, не давший им развиться: создавать их можно только после смерти завещателя.
Личные фонды, по задумке законодателей, должны были стать более эффективной, чем наследственные, альтернативой зарубежным трастам, так как позволяют учредителям управлять своими активами при жизни и определять, как они будут распределены после смерти. «Безусловно, в прямом смысле слова личный фонд не является аналогом западного траста: механизмы защиты активов, организационно-правовая форма и налоговый режим существенно отличают его от зарубежных предприятий. Несмотря на отсутствие многолетней практики, в отличие, например, от англосаксонских трастов, российский инструмент обладает рядом своих преимуществ — возможностью работы с российскими банками, адаптацией к российской правовой системе и многое другое»,— отмечает директор по структурированию капитала «Альфа-Капитала» Екатерина Жарова.
Основные положения
Личный фонд, хотя и называется фондом, таковым в прямом смысле слова не является. Это некоммерческая организация, создаваемая с целью управления переданным ей в распоряжение имуществом. Его учредителем может выступать только одно физическое лицо, соучредители допускаются только в случае создания структуры супругами. Передать в управление ЛФ можно широкий набор активов: движимое и недвижимое имущество, разнообразные финансовые активы (акции, облигации, доли в компаниях) и нематериальные ценности (произведения науки и искусства, интеллектуальная собственность, патенты, товарные знаки). Минимальная сумма активов, с которой можно создать личный фонд, составляет 100 млн руб.
Основные документы для регистрации и деятельности такого фонда:
— устав — учредительный документ (заверяется у нотариуса, общедоступен), который определяет правовой статус, структуру управления, порядок функционирования и ключевые принципы деятельности личного фонда как некоммерческой организации;