«Настало время для возрождения малых городов»
С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Александр Земченко, предприниматель из Санкт- Петербурга, основавший компанию по производству систем внутренней отделки VIOLET, решил вернуться на малую родину в Мордовию, чтобы вдохнуть новую жизнь в экономику региона. Для него возрождение малых городов — не просто бизнес, а миссия. В интервью «Деньгам» он рассказал о своей цели и вызовах на этом пути.
— Почему вы назвали свое предприятие «Край Земли»? Что для вас означает край Земли?
— Я родился в деревне Безводное Ардатовского района Мордовии, куда наша семья переехала из Казахстана в 1988 году. Меня воспитывал дедушка, Александр Федорович. Помню, как летними вечерами мы пили чай на веранде, и он говорил: «Саша, я повидал мир, но понял, что край Земли — здесь». На мой вопрос, что это значит, он указал на горизонт: «Там, где земля касается неба». Эти слова запали в душу. Позже я уехал, объездил множество городов и стран, основал в Петербурге компанию VIOLET, названную в честь дочери Виолетты. Мы производим системы отделки стен и потолков, поставляем их по России и в СНГ. Пять лет назад, после смерти деда, я вернулся в Мордовию. Решил восстановить родной дом и перенести сюда бизнес. Закрыл заводы в Петербурге, Новосибирске и Краснодаре, перевел производство в Ардатовский район. Выкупил заброшенные яблоневые сады, где в детстве собирал яблоки,— теперь у нас более 300 га садов и фабрика по производству сидра. Посадил виноградники — Мордовия стала 14-м регионом виноградарства в России в 2025 году, самым северным. Группу компаний назвал «Край Земли» в память о деде. Для меня это место — прекраснейший уголок этой земли.
— Кроме деревообрабатывающего завода, фабрики по производству сидра, яблоневых садов и виноградников, что еще есть на вашем «Краю Земли»?
— 15 июля на реке Алатырь мы запустили первый теплоход, назвав его «Край Земли». Год ушел на то, чтобы обеспечить реке судоходность. Это удалось благодаря моей команде, энтузиазму и поддержке главы Республики Мордовия Артема Алексеевича Здунова.
— Что для этого потребовалось — углубить и расчистить русло?
— Не только. Сначала нужно было доставить теплоход, чтобы доказать, что река может быть судоходной. Затем — оформить этот статус юридически.
— Зачем вам теплоход и судоходная река?
— Мы хотим развивать туризм. Теплоход — это возможность показать красоты Мордовии. Он совершает по три-четыре экскурсии в день, кроме понедельника. Особенно радуются дети — для них это настоящее приключение.
— Дорого обошелся теплоход?
— Сам теплоход стоил около 5–6 млн руб. Но его доставка из Москвы обошлась еще в такую же сумму. Он 27 метров в длину и 5 в ширину — потребовались специальные трейлеры. На трассе М-12 под мостами иногда приходилось спускать шины и двигаться со скоростью 3 см в минуту, чтобы не повредить теплоход.