Кризис современного типа
Каковы последствия краха банка Кремниевой долины для мира финансов и венчурного капитала
13 марта 2023 года стало «черным понедельником» для американской банковской системы и для банков по всему миру. Чрезвычайно быстрое и неожиданное банкротство сразу трех банков в США — Silicon Valley Bank, Silvergate и Signature Bank — с активами, превышающими $300 млрд, стало крупнейшим с кризиса 2008 года.
— Верите ли, мессир...
— задушевным голосом начал Бегемот.
— Нет, не верю,— коротко ответил Воланд.
— Мессир, клянусь, я делал героические попытки спасти все, что было можно, и вот все, что удалось отстоять.
— Ты лучше скажи, отчего Грибоедов загорелся?
— спросил Воланд.Оба, и Коровьев и Бегемот, развели руками, подняли глаза к небу, а Бегемот вскричал:
— Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали... Из 29-й главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Внезапное банкротство трех американских банков привело к панике среди инвесторов и вкладчиков, обрушило капитализацию американского банковского сектора на $645 млрд и вызвало опасения за судьбу банков по обе стороны Атлантики. И это при том, что ФРС США еще в воскресенье 12 марта, до открытия рынков, выступила с заявлениями о поддержке вкладчиков Silicon Valley и механизмах предоставления ликвидности, а президент США пообещал оказать помощь и ужесточить банковское регулирование.
Silicon Valley Bank (SVB) позиционировал себя как универсальный «финансовый супермаркет» для визионеров постиндустриальной экономики, став для технологического сектора в разных частях света важным финансовым партнером, кредитором и управляющим активами и валютами. Клиентами банка были компании и специалисты, работающие в сфере высоких технологий, частного капитала, венчурного капитала, биомедицины и виноделия премиум-класса. SVB работал с 44% венчурных компаний США в области технологий и здравоохранения, которые стали публичными, и был базовым банком для стартапов, поддерживаемых самыми известными венчурными компаниями Кремниевой долины
По состоянию на 31 декабря 2022 года 56% кредитного портфеля SVB составляли кредиты венчурным компаниям и компаниям прямых инвестиций, 14% — ипотечные кредиты для крупных компаний и частных лиц, а 24% его кредитов было предоставлено технологическим и медицинским компаниям, в том числе 9% всех кредитов было выдано начинающим компаниям на ранних стадиях и на стадии роста.
В феврале 2023 года Forbes поставил SVB на 20-е место в списке «Лучших банков Америки» с рентабельностью собственного капитала 13,8%. В начале марта 2023 года Moody’s Investors Service оценило кредитный портфель банка SVB как консервативный и высокоэффективный.
Процветание бизнеса Кремниевой долины и недавний бум IT-индустрии и сектора высоких технологий в целом обеспечивали благополучие и успех Silicon Valley Bank. За последние десять лет частные инвестиционные компании вложили в американскую экономику $6 трлн. Со времен кризиса 2008 года объем венчурного капитала увеличился более чем в четыре раза, превысив $1 трлн, а в компаниях, связанных с венчурным капиталом, на текущий момент работает около 4 млн человек, что почти в десять раз больше, чем в 1990 году.
SVB был не единственным банком, поддерживающим сектор высоких технологий по всему миру, но он был очевидным лидером на этом рынке. Банк Кремниевой долины — Silicon Valley Bank — был основан в 1983 году, просуществовал 40 лет и умер за 44 часа, оставив безутешных инвесторов горевать о своих деньгах и о судьбе технологического сектора. RIP.
Признак системного кризиса
Bloomberg пишет, что Silicon Valley Bank, Silvergate и Signature Bank погубило слияние несчастий не в последнюю очередь из-за того, что процентные ставки, так долго сохранявшиеся на исторических минимумах, стали резко расти. Криптовалютная волатильность также сыграла негативную роль.
Крах 16-го по величине банка США продолжает ощущаться не только в Штатах, но и по всему миру. И хотя американские регулирующие органы быстро предприняли шаги, чтобы «укрепить скотчем» падающий «карточный домик» раздувшейся на дешевых деньгах финансовой системы и остановить обрушение, череда банкротств на этом списке не ограничится и распространится на целый ряд стран. Потряс Альпы и напугал состоятельных людей, банковских чиновников и всю Европу вместе с Ближним Востоком швейцарский банк Credit Suisse, а в США гадают, кто будет следующим Lehman.
И, к несчастью для банковского сектора, регуляторы как в Соединенных Штатах, так и в Европе пока не знают никаких иных действенных мер для предотвращения системного коллапса, кроме как предоставление дополнительной ликвидности, и это в ситуации, когда переизбыток денежных эмиссий центральных банков развитых стран уже привел к глобальной инфляции, грозящей перейти в гиперфазу, а затем в стагфляцию, и вылиться в мировой экономический кризис.
Во всем мире растет обеспокоенность по поводу влияния резкого повышения ставок на балансы банков. Стоимость низкодоходных активов постоянно падает, пузыри фондовых рынков подсдулись еще в прошлом году, принеся колоссальные убытки, а стоимость пассивов продолжает расти. В 2022 году банки США зафиксировали нереализованные убытки в размере $620 млрд по своим портфелям облигаций. В этом году растущие потери продолжают уничтожать капитал банковской системы.