«Когда многие только анализировали ситуацию, мы уже действовали»
Импортозамещение лекарственных препаратов — один из важнейших трендов на российском фармацевтическом рынке последних лет. Генеральный директор биотехнологической фармкомпании «Промомед» Александр Ефремов рассказывает о том, какая стратегия может оказаться выигрышной в этой ситуации и какие препараты «Промомед» планирует разрабатывать в ближайшей перспективе.
— С 2022 года западные фармацевтические компании постепенно теряют свои позиции на рос сийском рынке лекарств. Это открывает перед российскими предприятиями новые возможности для импортозамещения ряда препаратов. Как компания «Промомед» планирует развивать свой бизнес в этих условиях?
— Хочу отметить, что «Промомед» с момента своего появления был нацелен на создание препаратов, радикально улучшающих качество жизни, эффективность и безопасность лечения и прогноз на выздоровление. Все это время шла упорная работа по созданию полного цикла в цепочке «от идеи к молекуле — от молекулы к пациенту». Таким образом, еще до пандемии коронавируса компания сосредоточилась на разработке и выпуске инновационных лекарств, на разработке самых сложных технологических решений. В период пандемии это позволило в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск целой линейки противоковидных препаратов, спасших сотни тысяч жизней. Поэтому к 2022 году, к тому моменту, когда многие игроки рынка только начали анализировать меняющуюся на глазах ситуацию, мы уже действовали.
На наших глазах «Промомед» из компании, которая занималась развитием портфеля собственных брендированных препаратов, превратилась в компанию, которая самостоятельно производит активные фармацевтические субстанции, разрабатывает и запускает в производство инновационные продукты, растет опережающими темпами в тех сегментах фармацевтического рынка, которые отвечают на запросы критически важных областей здравоохранения.
Мы занимаемся медициной будущего, сфокусированы на прорывных методах терапии, там, где мы сможем лечить то, что до нас не лечили, там, где мы сможем навсегда избавлять людей от заболевания, там, где мы сможем лечить безопаснее и эффективнее, чем это делают те или иные компании, отечественные или зарубежные.
— Как это станет возможным?
— Иностранные компании, если даже не ушли с российского рынка, все равно находятся в состоянии неопределенности относительно того, хотят ли они в итоге долгосрочно работать в России. Они уже два года не проводят клинические исследования на нашем рынке в тех объeмах, в каких это было раньше. Мы же, напротив, постоянно инвестируем в разработку новых молекул, завершаем начатые и входим в новые медицинские исследования и являемся на сегодняшний день лидером по числу запусков новых молекул. У «Промомеда» на сегодня более 150 препаратов находятся на разных стадиях био фармацевтических и медицинских исследований и регистрации. Мы безусловный ли дер в разработках лечения ожирения — неинфекционной пандемии нашего времени. В мировой фарминдустрии сегодня возникают проблемы с выпуском глутидов. Стоимость нынешних лидеров рынка лекарств от ожирения американской Eli Lilly и датской Novo Nordisk может в ближайшее время достичь $1 трлн. Но удержать за собой первые места в перспективной и стремительно развивающейся нише в нашей географии им будет сложно из-за недостатка произодственных мощностей. Сегодня не каждый пациент в Дании может рассчитывать на глутиды. У нас в стране такой проблемы не будет, техно логии и производственные мощности, которые мы активно развиваем, позволяют нам обеспечить спрос, наращивать лидерство и расширять свою географию поставок.