Что мешает автокредитам набирать обороты

ДеньгиАвто

Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Текст: Алексей Грамматчиков

Фото: Александр Коряков

После серьезного падения в конце прошлого года в этом году услуги автокредитования пытаются набрать устойчивый разгон. Но оптимизм участников рынка сдержан: на автомобильные займы продолжает давить все еще высокая ключевая ставка, а этим летом добавился еще неблагоприятный фактор, связанный со вступившими в силу новыми ограничениями регулятора.

Последние месяцы российский рынок автомобильного кредитования пытается выбраться из глубокой ямы. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в феврале 2025 года в России было выдано 64 тыс. автомобильных займов, в марте это число увеличилось до 77 тыс., в мае — до 82 тыс., а в июне подросло до 88,5 тыс. Умеренно растут и объемы: по данным Frank RG, по итогам февраля в России было выдано автокредитов на 83 млрд руб. В марте этот показатель поднялся до 102 млрд руб. Летом рост продолжился: в июне рынок достиг уровня в 132 млрд руб., в июле — 157 млрд руб.

До прошлогодних показателей рынку пока далеко: июльские результаты почти в полтора раза уступают июлю прошлого года, когда автокредитов было выдано на сумму в 239 млрд руб. А по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам первого полугодия 2025 года в РФ было почти вдвое меньше автокредитов, чем за аналогичный период прошлого года (576 млрд руб. против 1,09 трлн руб.). «Рынок автокредитования рос опережающими темпами в первой половине прошлого года, поскольку покупатели торопились, опасаясь удорожания машин из-за увеличения утильсбора»,— комментирует Ирина Андриевская, директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру». По ее наблюдениям, с сентября этот сегмент резко затормозил. Однако начиная с февраля текущего года количество выданных автокредитов понемногу прибавляет, и можно сказать, что летом на рынке наблюдается оживление. Правда, по числу взятых автолюбителями кредитов результат июня почти вдвое ниже, чем годом ранее. О переломе тренда, по мнению эксперта, пока можно говорить с большой осторожностью.

Кредит за счет продавца

На фоне оживления автокредитов растет и доля приобретаемых таким образом автомобилей. По данным «Автостата», если в феврале текущего года доля продаж новых легковых авто в кредит составляла 46%, то в июне она уже поднялась до 60%. И этот показатель соответствует доле продаж автомобилей в кредит в 2020 и 2021 годах.

При этом наблюдаются изменения по средним срокам предоставления автокредитов. По данным сервиса «eКредит», в июле этого года наибольшее число займов (46% от общего числа) было выдано на срок семь лет, что на 12% меньше, чем в прошлом году. Кредиты на пять лет заняли вторую строчку по популярности и 20% от общего числа (в прошлом году их выбирали 23% заемщиков). Одновременно клиенты предпочитают вносить более значимые первоначальные взносы: притом что число заемщиков, желающих внести более 50% первоначальной цены авто, выросло, доля покупателей, которые сразу выкладывают 20–30% от цены автомобиля, снизилась почти на треть — с 31% до 22%, а доля запрашивающих кредит с минимальным взносом (0–10%) уменьшилась с 10% до 8%.

По мнению экспертов авторынка, главным ограничивающим фактором автокредитования является взвинченная регулятором ключевая ставка, которая сделала автомобильные займы дорогим удовольствием. Потребитель с тоской вспоминает времена, когда автокредит можно было взять под ставку в районе 5–8 процентов. Сейчас заемщикам платить приходится в разы дороже. Аналитики Banki.ru сообщают, что этим летом предложения коммерческих банков по автокредитам могли превышать 27% годовых. Однако средние показатели по рынку выглядят скромнее. По данным Frank RG, после поднятия ключевой ставки ЦБ осенью прошлого года средняя ставка автомобильного кредита составляла почти 20%. Однако к 1 июня текущего года она опустилась до 18%, к 1 июля снизилась до 17%, а к 1 августа — до 16%.

Средние показатели автокредитов тянут вверх дорогие займы на машины с пробегом: по данным Frank RG, сейчас они превышают ставку в 26% годовых, причем за последние месяцы не думают снижаться. А вот ставки кредитов на новые авто сокращаются. Например, на 1 февраля 2024 года они составляли 18% годовых. Но в июне текущего года они уже снизились до 13%, в июле — до 11%, а в августе — до 10%.

Цена автокредитов на новые машины снижается прежде всего благодаря субсидированию ставок, которые за свой счет осуществляют импортеры и дистрибуторы машин. Ситуация на российском рынке сейчас непростая: на складах скопилось много нераспроданных машин. Субсидирование автокредитов наряду с предложением щедрых скидок и прочие маркетинговые ходы используются для того, чтобы привлечь покупателей в автосалоны. «Китайские бренды, входящие в топ продаж российского рынка, такие как Haval, Chery, Changan, Geely, а также Belgee, Jetour, Omoda, Jaecoo, предлагают своим клиентам субсидированные процентные ставки по кредитам. В результате реальная процентная ставка по кредиту, которую банк прописывает непосредственно в кредитном договоре с клиентом, снижается до уровня от 0 до 5% годовых, причем срок кредита по такой ставке доступен на три-пять лет, а иногда и на семь-восемь лет»,— рассказывает Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трудная жизнь нефтерубля Трудная жизнь нефтерубля

Если хочешь экономического мира, готовься к экономической войне

Деньги
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Дело за малым Дело за малым

Изучаем экзаменатор «Гном-2»

Автопилот
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
Боевые слоны Боевые слоны

Почему боевые слоны считались идеальным оружием древности?

Дилетант
Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС

Как добавить организацию в Яндекс Карты и 2ГИС?

Inc.
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород

Может ли мотор производить водородное топливо, потребляя бензин?

ТехИнсайдер
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Озерный край Озерный край

Пресс-тур по Псковской области: полторы тысячи километров

Отдых в России
Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку

Как превратить вашего динозавра в шустрого помощника для работы и учебы?

ТехИнсайдер
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ

Хроническую боль можно избежать, если "перепрограммировать" мозг

ТехИнсайдер
Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня

Истории малого бизнеса, который на ощупь выстраивал управление задачами

Inc.
Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу? Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу?

Ученые выделили 4 вида жирафов с разным образом жизни и ареалом

Maxim
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома

Как скромное начинание выросло в полноценное производство?

Inc.
Как продлить жизнь букету цветов: актуальный лайфхак к 1 сентября Как продлить жизнь букету цветов: актуальный лайфхак к 1 сентября

Как продлить жизнь растениям в вазе с научной точки зрения?

ТехИнсайдер
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
«Розовый. История цвета» «Розовый. История цвета»

Как розовый цвет получали в Средневековье

N+1
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Открыть в приложении