Черные буквы и веревка: как две девушки сделали 14 млн рублей на модных гирляндах
Александра Плющ и Наталия Диаздинова познакомились 10 лет назад, когда обе работали в сфере кино и телевидения. Тогда они и представить не могли, что у них будет общий бизнес — гирляндошная Tak.sebe.prazdnik. Проект появился благодаря случаю: в 2019 году, чтобы украсить квартиру к своему дню рождения, Плющ вырезала из черной бумаги фразу «Так себе праздник». Гирлянда произвела фурор, а спустя пару месяцев изделия уже приносили под 100 000 рублей выручки в месяц. С тех пор дело превратилось в настоящий бизнес, за которым в соцсетях следит более 20 000 человек
«Все уже получается», «Кофейку бахнем и норм», «Свет в конце экселя», «Сомнительно, но окэй», перечисляет 34-летняя Александра Плющ фразы самых популярных гирлянд своего проекта Tak.sebe.prazdnik.
Казалось бы, бумажных растяжек с разными фразами — бесчисленное множество, их можно найти в любом магазине подарков. Но Александре с подругой Наталией Диаздиновой (ей 32 года) удалось выделиться среди конкурентов и изменить представление о типичных гирляндах. Пестрые буквы они заменили на черные, а привычные фразы вроде «С днем рождения» — на ироничные словосочетания на злобу дня.
За четыре года с 2020-го Tak.sebe.prazdnik вырос с 1,7 млн до 14 млн рублей выручки и обзавелся оптовыми заказчиками вроде «Красного карандаша» и «Республики». Forbes Young рассказывает, как двум девушкам это удалось.
Выгоревший киновед
Александра Плющ с подросткового возраста интересовалась кино. «Когда мне было 12 лет, как раз вышла «Амели», с которой все и началось, плюс мне очень нравились французские комедии 80-х», — вспоминает девушка. Увлечение захватило ее настолько, что она поступила на факультет киноведения ВГИКа, а после пошла работать в профильное издание о кино «Бюллетень кинопрокатчика». За шесть лет Плющ прошла путь от стажера до заместителя главного редактора, но к осени 2017-го выгорела и решила уволиться. «В какой-то момент понимаешь, что ходишь по кругу», — говорит она о последних годах работы.
Незадолго до увольнения Плющ задумалась, чем хотела бы заниматься дальше, что приносит ей удовольствие и вдохновляет. И в какой-то момент вспомнила про упаковку подарков, которой любила заниматься с детства, да и во взрослом возрасте иногда оформляла подарки по просьбе друзей. Она придумала создавать упаковочную бумагу с коллажами из фотографий, которые присылал бы клиент. Так в 2018 году появился проект Oh my wrap. Александра заказала разработку сайта, куда можно было загрузить фото, и купила домой широкоформатный принтер и плоттер (устройство для резки бумаги) — на все это ушло около 500 000 рублей, которые она накопила за время работы.
Но бизнес стартовал вяло. Плющ признается, что целевая аудитория проекта оказалась узкой: не каждый дарит подарки, которые можно упаковать, и тем более не все хотят покупать персонализированную бумагу.
В конце весны 2019-го Александра готовила домашнюю вечеринку в честь своего дня рождения. Ей хотелось добавить в интерьер «что-то саркастичное», и она придумала сделать гирлянду из словосочетания «Так себе праздник». Купила черные бумагу и веревку, затем вырезала буквы плоттером. На вечеринке гирлянда сразу привлекла внимание гостей, признается Плющ: «Друзья начали спрашивать, где я ее купила, а когда узнали, что я сделала все сама, стали задавать другой вопрос — почему я не продаю подобные изделия». И если в случае с упаковочной бумагой ей приходилось постоянно объяснять людям, зачем вообще она нужна, то с гирляндой «всем все сразу было понятно».
Недолго думая, Плющ решила последовать совету друзей. После дня рождения она собрала еще несколько фраз: «С др короч», «Вечеринка говно» и «If not now when» («Если не сейчас, то когда»). Потом завела аккаунт Tak.sebe.prazdnik в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) и выложила туда фотографии гирлянд. Основательница не рассчитывала на большой отклик, считая инициативу скорее шуткой, чем серьезным проектом. Но на удивление гирлянды заинтересовали пользователей соцсети. Плющ вспоминает, что аккаунт набрал первую тысячу подписчиков за пару месяцев — и продолжил расти.
Осенью 2019-го девушка «скрестила» два проекта — стала печатать также упаковочную бумагу с фразами в стиле гирляндошной. Но в итоге все-таки закрыла подарочное направление. Хотя вложений Oh my wrap не отбил, с его помощью Плющ получила первый предпринимательский опыт, который пригодился с Tak.sebe.prazdnik. На старте помогли и книги вроде «Сделай это завтра» Марка Форстера, «Кто, а не как» Дэна Салливана, Бенджамина Харди, а также различные курсы, рассказывает девушка.