«Чем меньше денег получает генеральный директор, тем лучше идут дела компании». Питер Тиль — об успехе, конкуренции и кризисе высшего образования
В школе Питер Тиль демонстрировал выдающиеся интеллектуальные способности — побеждал на математических конкурсах и в шахматных турнирах. Как Питер признавался позднее, в то же время он испытывал неприязнь к зарегулированной системе образования. После учёбы Тиль работал помощником судьи, юристом по ценным бумагам, торговал деривативами и какое-то время даже был спичрайтером — а в 1996 году запустил венчурный фонд Thiel Capital Management. В 1999 году Тиль вместе с Илоном Маском основал платёжную систему PayPal — спустя три года её продали торговой площадке eBay за $1,5 млрд, и именно тогда предприниматель по-настоящему разбогател. После этого он проинвестировал сотни стартапов, в том числе SpaceX и Facebox (Тиль стал первым внешним инвестором соцсети). Предприниматель резко критикует огромные расходы и долги государства, а также войны, в которые постоянно вмешиваются США. В 2016 году он привлёк к себе внимание общественности, когда открыто поддержал Дональда Трампа. Сейчас Питер Тиль финансирует некоммерческие исследования в области искусственного интеллекта, продления жизни и систейдинга (создания моделей свободного общества в открытом море). Прочитайте, что он в разные годы говорил о том, как начинать и строить бизнес, и как критиковал университеты, учёных и всё общество в целом.
О старте бизнеса
Успешный бизнес начинается с отрицания несправедливой тирании случая. Вы не лотерейный билет. С помощью стартапа вы можете не только контролировать свою жизнь, но и менять мир. Пусть небольшую его часть, но важную. Ральф Уолдо Эмерсон уловил эту мысль, когда написал: «Мелкие люди верят в удачу и обстоятельства… Сильные — в причину и следствие».
Мир к лучшему меняют небольшие группы людей, объединённые общей миссией. Самое простое объяснение: в больших организациях сложно разрабатывать что-то новое из-за бюрократии и тенденции избегать рисков. Сделать это одному ещё труднее. Гений-одиночка может создать классическое произведение искусства или литературы, но у него никогда не получится запустить целую индустрию. Получается, что стартап — это самая большая группа людей, которых вы можете убедить изменить будущее.
Самая важная сила стартапа — новое мышление. Небольшой размер компании даёт пространство для мысли.
Когда вы начинаете что-то новое, первое и самое важное ваше решение — выбор партнёра. Это как вступить в брак. А конфликт сооснователей так же уродлив, как развод. В начале любых отношений, как правило, присутствует много оптимизма. Трезво думать о том, что может пойти не так, не романтично — поэтому люди и не прогнозируют плохих событий. Однако это огромная ошибка, ведь, если у основателей возникают непримиримые разногласия, жертвой становится их компания.
Стартап, запущенный с ошибками на начальном этапе, нельзя исправить. В любом деле начало — особенное время, которое качественно отличается от всего, что происходит после. В первые микросекунды существования космоса Вселенная расширилась в тысячи раз. В те первые мгновения законы физики отличались от тех, что мы знаем сегодня.
Лучшие предприниматели знают, что любой крупный бизнес строится на секрете, скрытом от внешнего мира. Великая компания — это заговор с целью изменить мир. Когда вы делитесь своим секретом, ваш собеседник становится вашим сообщником.
С самого начала PayPal я хотел, чтобы этот бизнес стал результатом работы сплочённой команды единомышленников. Я думал, что дружеские отношения сделают нас не только счастливее и продуктивнее на работе, но и более успешными в карьере — даже за пределами PayPal. Поэтому мы с кофаундерами решили нанимать людей, которым действительно понравилось бы работать вместе. Безусловно, наши сотрудники должны были быть талантливыми, но прежде всего мы искали людей, которые хотели работать именно с нами. Так и собралась наша «мафия PayPal». Все члены этой команды впоследствии стали очень успешными бизнесменами и инвесторами.
Чем меньше денег получает генеральный директор стартапа, тем лучше идут дела компании. Это одна из самых чётких закономерностей, которую я заметил, проинвестировав сотни бизнесов. Когда предприниматель предлагает мне вложиться в его бизнес, я всегда спрашиваю, сколько он собирается платить самому себе.
Стартапам не нужно платить высокие зарплаты своим сотрудникам.