Богатые обескуражены: как состоятельные россияне встретили увеличение налогов от Путина
Предложенное Владимиром Путиным увеличение налогового бремени для богатых россиян стало неожиданностью как для них самих, так и для участников рынка управления состояниями. Опрошенные Forbes сотрудники банков и управляющие состояниями не ждут бегства из крупных депозитов, но допускают, что некоторым их клиентам придется переструктурировать бизнес.
Состоятельные россияне были обескуражены инициативами президента России Владимира Путина об увеличении налогового бремени, которые напрямую их коснутся. Об этом Forbes рассказали сотрудники подразделений private banking, фэмили-офисов и консультанты из «большой четверки».
В телеобращении 25 марта Путин предложил увеличить ставку по налогу на дивиденды, выплачиваемые российскими компаниями в пользу зарубежных структур, до 15%. «Сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%», — отметил Путин. Для реализации этой инициативы нужно будет изменить, а если понадобиться — разорвать соглашения об избежании двойного налогообложения с зарубежными государствами, которые позволяют платить налог по пониженной ставке. Вторая мера, которую предложил президент — обложить процентные доходы по вкладам и долговым бумагам 13-процентным налогом, в случае, если сумма вкладов и инвестиций в бонды превышает 1 млн рублей.
«Предложенные решения – непростые, — сказал Путин. Президент подчеркнул, что все дополнительные налоговые поступления он предлагает направлять на финансирование мер поддержки семей с детьми, безработным или оказавшимся на больничном. При этом оба изменения вступят в силу только в 2021 году, соответственно, заплатить налоги по новым правилам нужно будет в 2022-м.
Правильные вопросы и отсутствие деталей
«Наши клиенты были обескуражены объявленными мерами. 25 марта после выступления президента я получил около десяти звонков, — сказал Forbes глава юридической практики UFG Wealth Management Николай Варгасов. — По сути, у всех было два вопроса. Первый — как новые налоги связаны с борьбой с коронавирусом, с учетом того, что они вступят в силу позднее, а значит и бюджетный эффект от них будет позднее, а не сейчас — в разгар кризиса. И второй вопрос — известно ли было профессиональному сообществу о том, что идет подготовка к введению дополнительных налогов? Мы рынок активно мониторим и знаем, что никаких таких новостей о подготовке реформы не было. Это был такой туз в рукаве».