Бегство капиталов: как западные санкции повлияют на рынок элитного жилья Москвы
Быть «богатым русским» на Западе становится все менее комфортно, и состоятельные соотечественники вновь обратили внимание на рынок московской элитной недвижимости
С момента введения санкций против России в 2014 году прошло уже четыре года, и наконец, даже те российские миллионеры, которые проживают или имеют капиталы и недвижимость за границей, которых санкции не затронули напрямую, начали ощущать на себе реальный прессинг со стороны местных властей. Многие наши клиенты сообщают о том, что иностранные банки, в которых они обслуживались много лет, обратились к ним с требованием о закрытии счетов. Ужесточился контроль за движением средств по счетам россиян в западных банках, и теперь им приходится все чаще давать объяснения по своим транзакциям.
Есть события и посерьезнее. Такие, как арест Сулеймана Керимова в Ницце и обвинения французской полиции в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов при покупке виллы на Лазурном Берегу. В Великобритании вступил в силу закон «О криминальных финансах», обязывающий владельцев дорогой недвижимости раскрывать источники средств, на которые она была приобретена, если официально задекларированные доходы не соответствуют стоимости объекта. Появились первые прецеденты — аресты дорогих объектов недвижимости, владельцами которой являются политические деятели из стран Средней Азии.
Наконец, пресловутый «Кремлевский доклад», фигурантами которого стали высокопоставленные российские чиновники и бизнесмены, близкие, по мнению Вашингтона, к руководству России. 6 апреля 2018 года американский президент озвучил анонсированный «Кремлевским докладом» беспрецедентный объем санкций против семи олигархов, 16 госчиновников и 14 компаний, включающий необходимость разорвать деловые отношения с компаниями, возможность накладывать аресты на счета, ограничивать передвижение и т. д. В общем, опасения за свой заграничный капитал российских миллионеров далеко не беспочвенны. Возникает очевидный вопрос: что они будут делать в этой ситуации?