Бебель и «анти-Делон»: кем на самом деле был Жан-Поль Бельмондо
В Париже в возрасте 88 лет умер Жан-Поль Бельмондо. О фигуре одного из самых популярных артистов XX века размышляет кинокритик Ярослав Забалуев
В детстве Жан-Поль Бельмондо мечтал постоять на крыле летящего самолета. Мечта сбылась в 44 года, когда сын известного скульптора, не пожелавший пойти по стопам отца, сыграл в фильме Клода Зиди «Чудовище». Эта картина стоила Жан-Полю пожеванного тигром уха и нескольких более заурядных травм (вроде вывихнутой на ступенях Сакре-Кёр лодыжки), но, согласитесь, все это достойная плата за осуществление детской мечты. На тех же съемках страховщики отказались от ответственности за пожелания взбалмошного актера, но он закончил съемки жив-живехонек, а умер почти полвека спустя.
«Чудовище» (1977), трейлер
Бельмондо рассказывал, что заняться актерством его вдохновили клоуны — свобода, непосредственность, скорость достижения эмоционального результата. За эту развязность его журили при обучении актерскому мастерству, но именно за эту жилистую гибкость его заметил бывший кинокритик Жан-Люк Годар. Сперва он снял его в короткометражке «Шарлотта и ее Жюль», а потом пообещал главную роль в большом кино. Так на свет появился Мишель Пуаккар — неотразимый хам и бедовый гангстер, влюбленный в героев голливудских нуаров из «На последнем дыхании».
Актер моментально стал ходячей иконой «новой волны» — статус этот он через несколько лет подтвердит в годаровском же «Безумном Пьеро». Вертлявый, некрасивый, почти необъяснимо притягательный, Бельмондо уже тогда вполне обеспечил себе место в пантеоне кинобожеств, но, к счастью для нас, всю жизнь плевать хотел на любые статусы. Бельмондо был своего рода «анти-Делоном» — антитезой французской утонченности и олицетворением французского же жизнелюбия. Отчасти именно поэтому Делон, собственно, в 1970-м и позвал Жан-Поля сыграть дуэтом в спродюсированном им «Борсалино».