Балерина, ударившая офицера СС каблуком, и другие примеры неудавшихся, но очень дерзких, бунтов в истории
От одной танцовщицы до многотысячного войска.
Печальное «бессмысленный и беспощадный» подходит не только к русскому бунту, но и ко многим другим бунтам тоже.
Франческа Манн
Полячка еврейского происхождения Франческа Манн была редкой красавицей и талантливой балериной. Однако истории она запомнилась не успехами на сцене (хотя и ими тоже), а тем, что смогла поднять восстание в концентрационном лагере.
Это произошло в октябре 1943 года. В Освенцим прибыл поезд с 1700 польскими евреями, среди которых оказалась Франческа. Вместо того, чтобы зарегистрировать их как заключенных, надзиратели приказали всем раздеться в специально отведенных комнатах — якобы для дезинфекции. Девушка сразу догадалась, что ни о какой дезинфекции речи не идет и что всех новоприбывших ждет газовая камера.
О событиях этого дня рассказывали бывшие заключенные Филип Мюллер и Ежи Табау, вдобавок они упоминаются в архивных документах. И в каждом источнике освенцимский бунт описывают по-разному. Вот как звучит одна из версий. Франческа Манн смогла усыпить бдительность одного из офицеров, сняла туфлю и ударила его каблуком по лицу, после чего выхватила у него пистолет. Она успела сделать три выстрела, убив одного офицера и ранив другого.
Все вышеописанное произошло очень быстро, но бунт успел разгореться. Женщины, следуя примеру Франчески, хватали все, что попадалось под руки, и бросались на солдат. Им удалось забаррикадироваться в раздевалке, но самодельные баррикады быстро пали, и бунт подавили. Всех повстанцев расстреляли, а Франческа погибла еще во время бунта. Другой исход в противостоянии меду группой женщин, пусть и очень смелых, и вооруженными нацистами представить сложно. Но события этого дня неизменно вспоминали в мемуарах все, кому удалось выжить в лагере, как пример незаурядной храбрости.
Французское сопротивление
Есть шутка, что если бы Венская академия изобразительных искусств дважды не отказала в поступлении начинающему художнику Адольфу Гитлеру, мир был бы совсем другим. Будущий нацистский лидер неудачу пережил болезненно и комплексовал не на шутку. Всю жизнь он делал вид, что превосходно разбирается в искусстве. Поэтому, когда в 1940 году нацисты захватили оставленный французской армией Париж, Гитлер ликовал. Фюреру очень хотелось взглянуть на плененную столицу с высоты Эйфелевой башни.