Художественное конструирование
О тонкости кишки искусственного интеллекта
В 1980 году я окончил Тольяттинский политех и попал в отдел художественного конструирования ВАЗа. У меня нет образования дизайнера. В Тольятти его негде было получить. Моя кафедра называлась «Автомобили и тракторы», и художественное конструирование – именно так, а не «дизайн» – было всего лишь одним из предметов.
В 1987 году у меня были командировки на Porsche для аэродинамической доработки ВАЗ-2110. Немцы посоветовали чуть заузить заднюю часть и приподнять багажный отсек. Незначительные изменения здорово улучшили показатели. В той аэродинамической трубе я впервые увидел Audi 80 и подумал о сходстве двух моделей. После того как были учтены рекомендации Porsche, машины стали еще больше походить друг на друга, если смотреть на них в «три четверти сзади». Но совпадения в дизайне Audi 80 и ВАЗ2110 случайны.
Немцы вели себя очень корректно, я не слышал никаких резких критических замечаний в адрес 2110. Напротив, начальник трубы хвалил автомобиль – современный, красивый, но «очень маленькие колеса». Для них 13-дюймовые колеса были как горох. А 13-е колеса мы использовали по бедности.
В Германии меня удивило принципиально иное взаимодействие отделов. В столовой Porsche на специальном стенде демонстрировался, условно, рычаг подвески и описывалась проблема, которую не получается решить. Любой конструктор или дизайнер мог предложить свой вариант. Один мой знакомый получил в подарок новый Porsche 911 за успешную идею. На этой машине он попал в аварию, его по кусочкам собрали. Через два года ему снова подарили 911-й, за решение еще одной проблемы, над которой бился другой отдел.
Разница в оснащении дизайн-студий Porsche и ВАЗа в 1980-е годы? Небо и земля! У нас ватмана не хватало, многое мы рисовали на оберточной бумаге, в ней на заводе недостатка не было – через дорогу находился склад. Оберточная бумага, с опилками, придавала интересный эффект рисункам. Дизайнеры на ВАЗе рисовали цветными карандашами и акварелью. У меня был черный фломастер, я сам его заправлял чернилами, и китайская перьевая ручка, отец привез из армии. Анатолий Федорович Лапин, шеф-дизайнер Porsche, о чем-то тогда догадался и говорит: «Бери, что хочешь». Я взял альбом для рисунков и пару фломастеров. «Видно, кто-то тебя сильно напугал», – сказал Лапин и подарил мне всю гамму фломастеров, все лекала, все радиусы. Там я узнал, что для фломастеров существует специальная бумага на пленке, она не пропитывается: расход краски меньше, а гамма более красивая.
Тогда, на Porsche, компьютеры меня совершенно не заинтересовали. Я даже не понял, зачем нужны эти коробочки. Для меня и сегодня компьютер – всего лишь один из инструментов. Я рисую фломастерами на бумаге, а компьютер переводит в 3D.
Рисунок на бумаге получается более живым и интересным. Компьютер дает фотореалистичный эффект, а когда вы рисуете сами, то тенями расставляете нужные акценты. Модельщику, который работает с пластилином, намного легче работать с рисованными эскизами, он сразу «видит объем».