Россию будоражат мегапроекты один другого дороже

АвтоМирАвто

Золотая трасса к морю

Россию будоражат мегапроекты один другого дороже. Не успели мы отказаться от моста на Сахалин за 540 млрд рублей, как появилась идея связать трассой Джубгу и Сочи. Но уже за 1,2 триллиона…

Константин Корндорф

Прожектерству россияне предпочли бы серьезную работу над реальными проектами

Если эту идею воплотить в жизнь, то дорога вдоль моря Джубга – Сочи (А147) окажется одной из самых дорогих в мире. Речь идет о 170 километрах горного серпантина, связывающего сегодня Сочи с «большой землей». Даже без пробок, которые на узкой извилистой трассе случаются по самому невинному поводу, ехать по этому участку не менее четырех часов. А с пробками, случается, машины стоят целый день. Двухполоска узка и опасна даже летом и регулярно забирает в ДТП человеческие жизни.

Стройка по этапу

И тут оказалось, что «Росавтодор» разработал концепцию реконструкции опасливо ползущей средь обрывов и оползней дорожки. Причем даже не реконструкции, а нового строительства в чистом виде – сплошные мосты и тоннели. И коль скоро проект 4-полосной трассы реализуют, от Джубги до Сочи окажется уже не 170, а 119,5 км, проехать которые можно будет за час. Об этом корреспонденту одной из центральных газет поведали сразу три, хоть и не названных, но федеральных чиновника. Что же, по их словам, насчитали в «Росавтодоре»?

Стройка разбивается на четыре этапа: обход Туапсе (10 мостов и 7 тоннелей) обойдется в 199 млрд руб. В 180 млрд оценили обход Сочи (16 тоннелей, 25 мостов и эстакад). И 130 млрд потребуется на обход Лазаревского при помощи 8 мостов и 4 тоннелей. А оставшиеся 80 км – соединительные участки – потребуют рекордные 700-800 млрд руб. Так и набирается боле 1,2 трлн! Что это – шутка или чреда трагических опечаток? Ведь это более $19 млрд! Быть может, чиновники развлекаются, дав таким образом понять, что нормальной дороги к Сочи не бывать? Говорят, что концепция автомагистрали в закрытом режиме прорабатывалась правительством с прошлой весны, работа велась и в администрации президента. А такими вещами у нас шутить не принято. К тому же, Игорь Астахов, замглавы «Росавтодора», еще в апреле упоминал, что надеется начать реконструкцию этой дороги в 2019 году, не сообщая, впрочем, никаких подробностей.

Дороже не бывает

Ну а сегодня, зная стоимость проекта, нам уже ясно, что дороги не будет. Денег взять негде. Даже если подключить сценарий ГЧП, то на первых этапах государству все равно придется вносить архисуммы. Стоимость проекта рекордная – комментирует ситуацию в «Ведомостях» президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков – почти вдвое больше, чем у проекта Европа – Западный Китай. Последний внесет несопоставимо больший вклад в экономику, тогда как дорога Джубга – Сочи по большей части должна обслуживать курортников.

Словом, очередной сотрясший прессу информационный взрыв вновь оказывается пустышкой. И нам жаль, что время и квалификация дорожников и проектантов растрачиваются на заранее бесперспективные и неосуществимые проекты.

Любопытно

Трудно поверить, что виртуальная 120-километровая трасса взамен существующей дороги Джубга – Сочи по стоимости окажется затратнее строительства столичного метрополитена. Стоимость прокладки метро глубокого залегания в Москве со строительством станций обходится до 7 млрд рублей за километр, тогда как краснодарская трасса в расчете на километр потребует 10 млрд рублей ($160 млн). Мосты и тоннели это, конечно, дорого, но чтобы настолько!

Накрылась заповедником

На фоне разговоров о строительстве дороги Джубга – Сочи проект более дешевой магистрали Кисловодск – Сочи куда-то затерялся. Правительство еще недавно собиралось строить платный автобан, связывающий курорты Северного Кавказа с побережьем Черного моря. Назывались даже вполне обозримые сроки реализации проекта. Дорога протяженностью 334 км должна была пройти из Сочи через Красную Поляну, Псемен, Зеленчукскую, Черкесск, Карачаевск в Кисловодск. Стоимость – порядка 65 млрд рублей – вполне реальная сумма, учитывая возможность подключения концессионных схем ГЧП. Рассматривался и проект трассы в укороченном варианте – 273 км, при котором магистраль финиширует в Черкесске. Разница не принципиальна, тем более что идея нравится всем без исключения, включая Федеральное дорожное агентство и премьер-министра, который даже поручал проектировщикам проработать вопрос основательнее. А власти Краснодарского края, Ставрополья и Карачаево-Черкессии даже бояться дышать на проект – главное, чтобы центр не передумал. Получение такой курортной связки изрядно подстегнуло бы развитие Северо-Кавказского региона, решив до кучи и вопрос проблемной дороги Джубга – Сочи.

Однако, исходя из последней информации, складывается ощущение, что власть предержащим куда интереснее апеллировать более значительными суммами (1,2 трлн явно больше 65 млрд), забивая их золотыми сваями в скальный грунт. К тому же в 2019 году, когда будет достроена железнодорожная часть, нужно трудоустраивать строителей Крымского моста. После столь масштабного проекта размениваться на какие-то 65 млрд? А нет ли чегонибудь покруче?

А что не так с проектом «Кавмингруппа» – Сочи? Проблемы, действительно, имеются. Оказалось, что найденные было строители-китайцы, которые возвели самую высокогорную (5000 метров над уровнем моря) Цинхай-Тибетскую дорогу в Лхасу, куда-то подевались. Но это ладно. Главное, что трасса Кисловодск – Сочи не прошла экологическую экспертизу, о чем стало известно от рабочей группы Совбеза. Магистраль должна пересекать территорию Кавказского биосферного заповедника, что запрещает Федеральный закон. Построить эту дорогу, минуя заповедник, практически невозможно. И дорогу, увы, не спасает даже тот факт, что она включена в Стратегию развития внутреннего и въездного туризма Северо-Кавказского федерального округа на период до 2035 года.

Словом, нам кажется, что Сочи еще долго будет оставаться для автомобилистов труднодосягаемым бастионом. Кто знает, может поэтому многие туда так стремятся.

Ремонт окончен

В Красноярском крае отремонтировали более 40 км дороги Р-255 «Сибирь». Ремонтные работы завершили на трех участках федеральной трассы. В порядок привели отрезок дороги с 1032 по 1039 км в границах Канского района. Подрядчик восстановил водоотводную систему, укрепил обочины и кюветы, уложил асфальтобетон из щебеночно-мастичной смеси, установил новое ограждение, заменил знаки и сигнальные столбики. На участках дороги с 946 по 975 км и с 1076 по 1081 км в Рыбинском и Иланском районах выполнены работы по устранению дефектов и колейности, образовавшихся на покрытии проезжей части, а также проведена поверхностная обработка. Всего до конца года в Красноярском крае восстановят 130 км трассы Р-255.

Что-то новенькое

Новые дорожные знаки скоро появятся, как минимум, на столичных дорогах. И по большей части, как нам кажется, на дорогах столицы. Новые указатели в ПДД получили названия «Велосипедная зона» и «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса». Соответствующий проект уже разрабатывает правительство. Напомним, только в июле в России вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения, включающая поправки относительно новых дорожных знаков. Так, были узаконены дорожные знаки: «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и знак дополнительной информации «Экологический класс транспортного средства». Кроме того, для обеспечения безопасности дорожного движения действие дорожного знака «Остановка запрещена» распространено на маршрутные транспортные средства вне зоны остановок маршрутного транспорта.

Фото: Виталий Тимкив/ТАСС; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы; Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; ФКУ Упрдор «Енисей»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Kia Soul: Душа на месте Kia Soul: Душа на месте

Третье поколение Soul уже летом выходит на российский рынок

АвтоМир
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Выиграли гонку Выиграли гонку

12 супермоделей начала 2025 года

Men Today
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии

Как гибель «Титаника» отразилась на русских прессе и обществе?

Дилетант
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Обзор Hyundai Staria: так ли хорошо едет «спейс шаттл», как выглядит Обзор Hyundai Staria: так ли хорошо едет «спейс шаттл», как выглядит

Hyundai Staria: Внеземной минивэн по земным ценам

ТехИнсайдер
Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты

Микролинзирование помогло обнаружить пару из красного и коричневого карликов

N+1
Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома

Как скромное начинание выросло в полноценное производство?

Inc.
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Герои нашего времени Герои нашего времени

Создавая живой диалог поколений, они определяют, каким будет искусство завтра

Moodboard
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Открыть в приложении