Россию будоражат мегапроекты один другого дороже

АвтоМирАвто

Золотая трасса к морю

Россию будоражат мегапроекты один другого дороже. Не успели мы отказаться от моста на Сахалин за 540 млрд рублей, как появилась идея связать трассой Джубгу и Сочи. Но уже за 1,2 триллиона…

Константин Корндорф

Прожектерству россияне предпочли бы серьезную работу над реальными проектами

Если эту идею воплотить в жизнь, то дорога вдоль моря Джубга – Сочи (А147) окажется одной из самых дорогих в мире. Речь идет о 170 километрах горного серпантина, связывающего сегодня Сочи с «большой землей». Даже без пробок, которые на узкой извилистой трассе случаются по самому невинному поводу, ехать по этому участку не менее четырех часов. А с пробками, случается, машины стоят целый день. Двухполоска узка и опасна даже летом и регулярно забирает в ДТП человеческие жизни.

Стройка по этапу

И тут оказалось, что «Росавтодор» разработал концепцию реконструкции опасливо ползущей средь обрывов и оползней дорожки. Причем даже не реконструкции, а нового строительства в чистом виде – сплошные мосты и тоннели. И коль скоро проект 4-полосной трассы реализуют, от Джубги до Сочи окажется уже не 170, а 119,5 км, проехать которые можно будет за час. Об этом корреспонденту одной из центральных газет поведали сразу три, хоть и не названных, но федеральных чиновника. Что же, по их словам, насчитали в «Росавтодоре»?

Стройка разбивается на четыре этапа: обход Туапсе (10 мостов и 7 тоннелей) обойдется в 199 млрд руб. В 180 млрд оценили обход Сочи (16 тоннелей, 25 мостов и эстакад). И 130 млрд потребуется на обход Лазаревского при помощи 8 мостов и 4 тоннелей. А оставшиеся 80 км – соединительные участки – потребуют рекордные 700-800 млрд руб. Так и набирается боле 1,2 трлн! Что это – шутка или чреда трагических опечаток? Ведь это более $19 млрд! Быть может, чиновники развлекаются, дав таким образом понять, что нормальной дороги к Сочи не бывать? Говорят, что концепция автомагистрали в закрытом режиме прорабатывалась правительством с прошлой весны, работа велась и в администрации президента. А такими вещами у нас шутить не принято. К тому же, Игорь Астахов, замглавы «Росавтодора», еще в апреле упоминал, что надеется начать реконструкцию этой дороги в 2019 году, не сообщая, впрочем, никаких подробностей.

Дороже не бывает

Ну а сегодня, зная стоимость проекта, нам уже ясно, что дороги не будет. Денег взять негде. Даже если подключить сценарий ГЧП, то на первых этапах государству все равно придется вносить архисуммы. Стоимость проекта рекордная – комментирует ситуацию в «Ведомостях» президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков – почти вдвое больше, чем у проекта Европа – Западный Китай. Последний внесет несопоставимо больший вклад в экономику, тогда как дорога Джубга – Сочи по большей части должна обслуживать курортников.

Словом, очередной сотрясший прессу информационный взрыв вновь оказывается пустышкой. И нам жаль, что время и квалификация дорожников и проектантов растрачиваются на заранее бесперспективные и неосуществимые проекты.

Любопытно

Трудно поверить, что виртуальная 120-километровая трасса взамен существующей дороги Джубга – Сочи по стоимости окажется затратнее строительства столичного метрополитена. Стоимость прокладки метро глубокого залегания в Москве со строительством станций обходится до 7 млрд рублей за километр, тогда как краснодарская трасса в расчете на километр потребует 10 млрд рублей ($160 млн). Мосты и тоннели это, конечно, дорого, но чтобы настолько!

Накрылась заповедником

На фоне разговоров о строительстве дороги Джубга – Сочи проект более дешевой магистрали Кисловодск – Сочи куда-то затерялся. Правительство еще недавно собиралось строить платный автобан, связывающий курорты Северного Кавказа с побережьем Черного моря. Назывались даже вполне обозримые сроки реализации проекта. Дорога протяженностью 334 км должна была пройти из Сочи через Красную Поляну, Псемен, Зеленчукскую, Черкесск, Карачаевск в Кисловодск. Стоимость – порядка 65 млрд рублей – вполне реальная сумма, учитывая возможность подключения концессионных схем ГЧП. Рассматривался и проект трассы в укороченном варианте – 273 км, при котором магистраль финиширует в Черкесске. Разница не принципиальна, тем более что идея нравится всем без исключения, включая Федеральное дорожное агентство и премьер-министра, который даже поручал проектировщикам проработать вопрос основательнее. А власти Краснодарского края, Ставрополья и Карачаево-Черкессии даже бояться дышать на проект – главное, чтобы центр не передумал. Получение такой курортной связки изрядно подстегнуло бы развитие Северо-Кавказского региона, решив до кучи и вопрос проблемной дороги Джубга – Сочи.

Однако, исходя из последней информации, складывается ощущение, что власть предержащим куда интереснее апеллировать более значительными суммами (1,2 трлн явно больше 65 млрд), забивая их золотыми сваями в скальный грунт. К тому же в 2019 году, когда будет достроена железнодорожная часть, нужно трудоустраивать строителей Крымского моста. После столь масштабного проекта размениваться на какие-то 65 млрд? А нет ли чегонибудь покруче?

А что не так с проектом «Кавмингруппа» – Сочи? Проблемы, действительно, имеются. Оказалось, что найденные было строители-китайцы, которые возвели самую высокогорную (5000 метров над уровнем моря) Цинхай-Тибетскую дорогу в Лхасу, куда-то подевались. Но это ладно. Главное, что трасса Кисловодск – Сочи не прошла экологическую экспертизу, о чем стало известно от рабочей группы Совбеза. Магистраль должна пересекать территорию Кавказского биосферного заповедника, что запрещает Федеральный закон. Построить эту дорогу, минуя заповедник, практически невозможно. И дорогу, увы, не спасает даже тот факт, что она включена в Стратегию развития внутреннего и въездного туризма Северо-Кавказского федерального округа на период до 2035 года.

Словом, нам кажется, что Сочи еще долго будет оставаться для автомобилистов труднодосягаемым бастионом. Кто знает, может поэтому многие туда так стремятся.

Ремонт окончен

В Красноярском крае отремонтировали более 40 км дороги Р-255 «Сибирь». Ремонтные работы завершили на трех участках федеральной трассы. В порядок привели отрезок дороги с 1032 по 1039 км в границах Канского района. Подрядчик восстановил водоотводную систему, укрепил обочины и кюветы, уложил асфальтобетон из щебеночно-мастичной смеси, установил новое ограждение, заменил знаки и сигнальные столбики. На участках дороги с 946 по 975 км и с 1076 по 1081 км в Рыбинском и Иланском районах выполнены работы по устранению дефектов и колейности, образовавшихся на покрытии проезжей части, а также проведена поверхностная обработка. Всего до конца года в Красноярском крае восстановят 130 км трассы Р-255.

Что-то новенькое

Новые дорожные знаки скоро появятся, как минимум, на столичных дорогах. И по большей части, как нам кажется, на дорогах столицы. Новые указатели в ПДД получили названия «Велосипедная зона» и «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса». Соответствующий проект уже разрабатывает правительство. Напомним, только в июле в России вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения, включающая поправки относительно новых дорожных знаков. Так, были узаконены дорожные знаки: «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и знак дополнительной информации «Экологический класс транспортного средства». Кроме того, для обеспечения безопасности дорожного движения действие дорожного знака «Остановка запрещена» распространено на маршрутные транспортные средства вне зоны остановок маршрутного транспорта.

Фото: Виталий Тимкив/ТАСС; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы; Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; ФКУ Упрдор «Енисей»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бесправные за рулем Бесправные за рулем

Многие садятся за руль без главного шоферского документа. Что им грозит?

АвтоМир
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Восток заходит с Запада Восток заходит с Запада

Geely, но только Belgee

Автопилот
Разработана первая вакцина от птичьего гриппа для коров Разработана первая вакцина от птичьего гриппа для коров

Ученые разработали первую мРНК-вакцину от птичьего гриппа для коров

ТехИнсайдер
Битва за Англию Битва за Англию

Какие ошибки саксов решили исход битвы при Гастингсе?

Дилетант
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Зоолог впервые заснял самого крупного грызуна Австралии и Океании Зоолог впервые заснял самого крупного грызуна Австралии и Океании

Зоолог впервые запечатлел на фото и видео низинную мохнатую крысу

N+1
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах

Пять известных фильмов, в которых звучат сочинения немецкого композитора Вагнера

Правила жизни
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Персона Персона

Юрий Кузнецов — о любви к уральским изумрудам и стилю ар-деко

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дворец чистоты Дворец чистоты

Какими были и остались Сандуновские бани?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Путешествие как бизнес Путешествие как бизнес

Истории тех, для кого путешествия стали не только хобби, но и бизнесом

Новый очаг
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Самое полезное время Самое полезное время

Утренние привычки, которые ускоряют уход веса

Лиза
Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки

Собачьи упряжки используют в Восточно-Сибирской Арктике уже 9 тысяч лет

Наука и жизнь
Ольга Дибцева: «Только движение спасает от всего плохого» Ольга Дибцева: «Только движение спасает от всего плохого»

Актриса Ольга Дибцева — о съёмках после родов и своём целебном лайфхаке

Здоровье
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой» Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой»

В основном артисты — ленивые люди, они лучше попридержат свои эмоции

Коллекция. Караван историй
«Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек «Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек

В «Звуке падения» уживаются камерное пространство и масштабное время действия

Forbes
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых

Как понять свой истинный вес и взвеситься правильно?

ТехИнсайдер
60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование 60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование

Какие функции в онлайн-звонках пользователи считают наиболее полезными

Inc.
«Сделать женщин счастливее» «Сделать женщин счастливее»

Любая история успеха — это большой путь. Вот каким видит свой Ирина Хайдарова

OK!
Полис на взлет Полис на взлет

Как восстанавливается рынок туристического страхования

Деньги
Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?» Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?»

Мне хотелось поговорить с этими легендарными людьми по душам

Коллекция. Караван историй
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
Откуда берутся деньги Откуда берутся деньги

Как доллар превратился в глобальное оружие

Деньги
Открыть в приложении