Россию будоражат мегапроекты один другого дороже

АвтоМирАвто

Золотая трасса к морю

Россию будоражат мегапроекты один другого дороже. Не успели мы отказаться от моста на Сахалин за 540 млрд рублей, как появилась идея связать трассой Джубгу и Сочи. Но уже за 1,2 триллиона…

Константин Корндорф

Прожектерству россияне предпочли бы серьезную работу над реальными проектами

Если эту идею воплотить в жизнь, то дорога вдоль моря Джубга – Сочи (А147) окажется одной из самых дорогих в мире. Речь идет о 170 километрах горного серпантина, связывающего сегодня Сочи с «большой землей». Даже без пробок, которые на узкой извилистой трассе случаются по самому невинному поводу, ехать по этому участку не менее четырех часов. А с пробками, случается, машины стоят целый день. Двухполоска узка и опасна даже летом и регулярно забирает в ДТП человеческие жизни.

Стройка по этапу

И тут оказалось, что «Росавтодор» разработал концепцию реконструкции опасливо ползущей средь обрывов и оползней дорожки. Причем даже не реконструкции, а нового строительства в чистом виде – сплошные мосты и тоннели. И коль скоро проект 4-полосной трассы реализуют, от Джубги до Сочи окажется уже не 170, а 119,5 км, проехать которые можно будет за час. Об этом корреспонденту одной из центральных газет поведали сразу три, хоть и не названных, но федеральных чиновника. Что же, по их словам, насчитали в «Росавтодоре»?

Стройка разбивается на четыре этапа: обход Туапсе (10 мостов и 7 тоннелей) обойдется в 199 млрд руб. В 180 млрд оценили обход Сочи (16 тоннелей, 25 мостов и эстакад). И 130 млрд потребуется на обход Лазаревского при помощи 8 мостов и 4 тоннелей. А оставшиеся 80 км – соединительные участки – потребуют рекордные 700-800 млрд руб. Так и набирается боле 1,2 трлн! Что это – шутка или чреда трагических опечаток? Ведь это более $19 млрд! Быть может, чиновники развлекаются, дав таким образом понять, что нормальной дороги к Сочи не бывать? Говорят, что концепция автомагистрали в закрытом режиме прорабатывалась правительством с прошлой весны, работа велась и в администрации президента. А такими вещами у нас шутить не принято. К тому же, Игорь Астахов, замглавы «Росавтодора», еще в апреле упоминал, что надеется начать реконструкцию этой дороги в 2019 году, не сообщая, впрочем, никаких подробностей.

Дороже не бывает

Ну а сегодня, зная стоимость проекта, нам уже ясно, что дороги не будет. Денег взять негде. Даже если подключить сценарий ГЧП, то на первых этапах государству все равно придется вносить архисуммы. Стоимость проекта рекордная – комментирует ситуацию в «Ведомостях» президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков – почти вдвое больше, чем у проекта Европа – Западный Китай. Последний внесет несопоставимо больший вклад в экономику, тогда как дорога Джубга – Сочи по большей части должна обслуживать курортников.

Словом, очередной сотрясший прессу информационный взрыв вновь оказывается пустышкой. И нам жаль, что время и квалификация дорожников и проектантов растрачиваются на заранее бесперспективные и неосуществимые проекты.

Любопытно

Трудно поверить, что виртуальная 120-километровая трасса взамен существующей дороги Джубга – Сочи по стоимости окажется затратнее строительства столичного метрополитена. Стоимость прокладки метро глубокого залегания в Москве со строительством станций обходится до 7 млрд рублей за километр, тогда как краснодарская трасса в расчете на километр потребует 10 млрд рублей ($160 млн). Мосты и тоннели это, конечно, дорого, но чтобы настолько!

Накрылась заповедником

На фоне разговоров о строительстве дороги Джубга – Сочи проект более дешевой магистрали Кисловодск – Сочи куда-то затерялся. Правительство еще недавно собиралось строить платный автобан, связывающий курорты Северного Кавказа с побережьем Черного моря. Назывались даже вполне обозримые сроки реализации проекта. Дорога протяженностью 334 км должна была пройти из Сочи через Красную Поляну, Псемен, Зеленчукскую, Черкесск, Карачаевск в Кисловодск. Стоимость – порядка 65 млрд рублей – вполне реальная сумма, учитывая возможность подключения концессионных схем ГЧП. Рассматривался и проект трассы в укороченном варианте – 273 км, при котором магистраль финиширует в Черкесске. Разница не принципиальна, тем более что идея нравится всем без исключения, включая Федеральное дорожное агентство и премьер-министра, который даже поручал проектировщикам проработать вопрос основательнее. А власти Краснодарского края, Ставрополья и Карачаево-Черкессии даже бояться дышать на проект – главное, чтобы центр не передумал. Получение такой курортной связки изрядно подстегнуло бы развитие Северо-Кавказского региона, решив до кучи и вопрос проблемной дороги Джубга – Сочи.

Однако, исходя из последней информации, складывается ощущение, что власть предержащим куда интереснее апеллировать более значительными суммами (1,2 трлн явно больше 65 млрд), забивая их золотыми сваями в скальный грунт. К тому же в 2019 году, когда будет достроена железнодорожная часть, нужно трудоустраивать строителей Крымского моста. После столь масштабного проекта размениваться на какие-то 65 млрд? А нет ли чегонибудь покруче?

А что не так с проектом «Кавмингруппа» – Сочи? Проблемы, действительно, имеются. Оказалось, что найденные было строители-китайцы, которые возвели самую высокогорную (5000 метров над уровнем моря) Цинхай-Тибетскую дорогу в Лхасу, куда-то подевались. Но это ладно. Главное, что трасса Кисловодск – Сочи не прошла экологическую экспертизу, о чем стало известно от рабочей группы Совбеза. Магистраль должна пересекать территорию Кавказского биосферного заповедника, что запрещает Федеральный закон. Построить эту дорогу, минуя заповедник, практически невозможно. И дорогу, увы, не спасает даже тот факт, что она включена в Стратегию развития внутреннего и въездного туризма Северо-Кавказского федерального округа на период до 2035 года.

Словом, нам кажется, что Сочи еще долго будет оставаться для автомобилистов труднодосягаемым бастионом. Кто знает, может поэтому многие туда так стремятся.

Ремонт окончен

В Красноярском крае отремонтировали более 40 км дороги Р-255 «Сибирь». Ремонтные работы завершили на трех участках федеральной трассы. В порядок привели отрезок дороги с 1032 по 1039 км в границах Канского района. Подрядчик восстановил водоотводную систему, укрепил обочины и кюветы, уложил асфальтобетон из щебеночно-мастичной смеси, установил новое ограждение, заменил знаки и сигнальные столбики. На участках дороги с 946 по 975 км и с 1076 по 1081 км в Рыбинском и Иланском районах выполнены работы по устранению дефектов и колейности, образовавшихся на покрытии проезжей части, а также проведена поверхностная обработка. Всего до конца года в Красноярском крае восстановят 130 км трассы Р-255.

Что-то новенькое

Новые дорожные знаки скоро появятся, как минимум, на столичных дорогах. И по большей части, как нам кажется, на дорогах столицы. Новые указатели в ПДД получили названия «Велосипедная зона» и «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса». Соответствующий проект уже разрабатывает правительство. Напомним, только в июле в России вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения, включающая поправки относительно новых дорожных знаков. Так, были узаконены дорожные знаки: «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и знак дополнительной информации «Экологический класс транспортного средства». Кроме того, для обеспечения безопасности дорожного движения действие дорожного знака «Остановка запрещена» распространено на маршрутные транспортные средства вне зоны остановок маршрутного транспорта.

Фото: Виталий Тимкив/ТАСС; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы; Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; ФКУ Упрдор «Енисей»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продажи падают Продажи падают

В апреле российский автомобильный рынок показал падение на три процента

АвтоМир
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Свет-оконце Свет-оконце

Сломаем шаблон типичной статьи про китайскую премьеру легкового D-класса

Автопилот
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Соучастники космоса Соучастники космоса

Как и зачем запускают совместные космические миссии? Рассказывает Натан Эйсмонт

Монокль
Болванчик из бейсбола: как фигурки-сувениры приносят миллионы командам МЛБ Болванчик из бейсбола: как фигурки-сувениры приносят миллионы командам МЛБ

Бейсбол: уникальная субкультура и сумасшедший спрос на фигурки

Forbes
Пророческий мультсериал: 7 сбывшихся предсказаний из «Симпсонов» Пророческий мультсериал: 7 сбывшихся предсказаний из «Симпсонов»

Про 7 самых интересных предсказаний «Симпсонов», которые сбылись

ТехИнсайдер
Неандертальцы изготовили артефакты из добытого в сотнях километров от стоянок обсидиана Неандертальцы изготовили артефакты из добытого в сотнях километров от стоянок обсидиана

Какой обсидиан использовали неандертальцы для изготовления каменных орудий

N+1
Оцелоты подружились с опоссумами Оцелоты подружились с опоссумами

На чем держится межвидовая дружба между опоссумами и оцелотами?

N+1
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Глубокий политэконом Глубокий политэконом

Как Адам Смит заложил основы современной экономической теории

Деньги
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Неоднозначный герой: история Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста Неоднозначный герой: история Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста

Почему личность Оскара Шиндлера в фильме 1993 года представлена идеализированно?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении