Кто на дороге важнее – скорая помощь или чиновник с синим «ведерком» на крыше

АвтоМирАвто

Табель о рангах

Кто на дороге важнее – скорая помощь или чиновник с синим «ведерком» на крыше?

Текст: Алексей Лучников

Непредоставление приоритета автомобилям без цветографической схемы по КоАП наказывается не очень жестко – предупреждением или штрафом в 500 рублей

То, что на дороге равны не все, давно не секрет. Мы не говорим о злостных нарушителях. Для отдельных видов транспорта существуют вполне официальные изъятия из правил. Они касаются спецтранспорта, а также служебных машин власть имущих. В прошлом году резонанс получили ряд инцидентов, связанных с непропуском скорой помощи, наездом на инспектора ДПС машиной одной из спецслужб. Поэтому давайте вспомним, какие полномочия предоставляют спецсигналы и как в связи с этим поступать простым гражданам.

Право отступать от требований Правил дорожного движения дают специальные сигналы. Световые – то есть проблесковые маячки или, в просторечии, «мигалки», а также звуковые – сирены и «крякалки». Бонусом на транспорте оперативных и прочих служб может идти «боевая раскраска». Но сама по себе она ничего не дает, за исключением разве что машин «Почты России», белой диагональной полосы на борту которых достаточно, чтобы не подчиняться некоторым знакам.

Проблесковые маячки бывают трех цветов: желтого (оранжевого), синего и красного. Желтые и оранжевые фонари мы видим на дорожной технике, бензовозах и эвакуаторах. Никаких преимуществ в движении они не дают и используются с одной единственной целью – привлечь внимание других участников движения. Правда, отступать от определенных требований ПДД их носителям все-таки можно. Это связано с исполнением своих «должностных» обязанностей: езда по тротуару при его очистке, остановка в запрещенном месте для погрузки эвакуируемого автомобиля, нарушение дорожной разметки при перевозке крупногабарита и тому подобное. Красный маячок сам по себе тоже не дает преимуществ и служит, по сути дела, лишь дополнением к синей мигалке и одновременно отличительным признаком определенных спецслужб и их подразделений. Если раньше красные сполохи свидетельствовали о приближении машины ГИБДД или военной автоинспекции, то сегодня им гордятся еще и ФСБ с ФСО. Зачем он им нужен, непонятно, но, видимо, чекистам просто захотелось больше уважения на дороге.

За непропуск автомобиля со спецсигналом и раскраской оперативных служб предусмотрены жесткие санкции – от штрафа до лишения прав на срок в 1-3 месяца

Главный атрибут, который позволяет чувствовать себя «равнее» других – включенный синий проблесковый маячок на крыше. Он дает право отступать от большинства правил. Обычным водителям это надо знать лишь для того, чтобы прогнозировать появление опасности в том числе и оттуда, где ее меньше всего ждут. Но отступление от требований ПДД – это еще полдела. Момент, когда спецтранспорт получает преимущество перед другими автомобилями и пешеходами, наступает лишь если в дополнение к синей мигалке включается звуковой спецсигнал. С этого момента другие участники движения обязаны предоставить безоговорочный приоритет в движении. Останавливаться для этого необязательно, но если вы оказались прямо по курсу спецтранспорта, путь придется освободить. Делать это надо тоже с соблюдением ПДД: убедитесь, что никому не помешаете, включайте сигнал поворота и перестраивайтесь. Как вариант, тормозите или, наоборот, разгоняйтесь, чтобы не оказаться на траектории. Пешеходы также обязаны уступить дорогу транспорту, завывающему сиреной, даже если переходят дорогу на зеленый свет и по «зебре».

Запомните также, что включенная в дополнение к световым сигналам сирена на транспортном средстве со спецокраской запрещает обгонять его. Если это машина сопровождения (таковыми могут быть только автомобили ГИБДД и ВАИ с красно-синими мигалками), то следующий за ней транспорт пользуется ровно теми же правами. Аналогичным образом запрещается обгонять колонну, если на головной машине включена сирена. Несмотря на то, что ПДД обязывают водителей машин со спецсигналами, прежде чем воспользоваться приоритетом, убедиться, что им уступают дорогу, в дорожных происшествиях со спецтранспортом чаще виновными оказываются обычные водители. Поэтому, завидев на горизонте синие или красные сполохи, проявите дополнительную осторожность.

Лишение прав – не редкость

Несмотря на то, что ПДД не разделяют спецтранспорт по важности и обязывают предоставить приоритет любой машине или мотоциклу, на которых включены синий проблесковый маячок и звуковой сигнал, Административный кодекс ранжирует их по наличию окраски оперативных служб. По сути, часть 1 статьи 12.17 КоАП приравнивает «членовозы» без цветографических схем к маршрутному транспорту: за непредоставление преимущества в движении и тем, и другим, водителю вынесут предупреждение или оштрафуют на 500 рублей. Если же на машине имеется специальная окраска, коей обладают противопожарные, спасательные и газовые службы, скорая помощь, полиция, органы следствия, ВАИ и Росгвардия, то не уступив им дорогу, водитель рискует попасть на более серьезные санкции. Согласно второй части той же статьи КоАП в лучшем случае его оштрафуют на 500 рублей, а в худшем – придется пользоваться общественным транспортом от одного до трех месяцев. Причем не думайте, что если машина мчится на вызов, то заниматься вами будет некому. Нередко спецтранспорт имеет видеорегистраторы, кадры с которых могут стать доказательной базой для привлечения к ответственности. Плюс к этому ГИБДД проводит специальные рейды, «садясь на хвост» скорой помощи и карая наиболее упертых водителей, не желающих уступать дорогу.

Ваш адвокат

Какие сложности нас подстерегают в случае, если автомобиль эвакуировали на штрафстоянку? К чему готовиться?

На вопросы, которые читатели присылают в редакцию «АвтоМира», дает ответы Владимир Александров, автомобильный юрист

Протокол вместо машины

Да, я был виноват – неправильно припарковался. Прибежал к машине, ее еще не погрузили на эвакуатор, но инспектор сказал мне – протокол подписан, надо ехать на штрафстоянку. И автомобиль увезли на моих глазах. Как обжаловать? Сергей Нефедов, Москва

Задержание, а особенно перемещение транспортного средства на сегодняшний момент – очень затратное мероприятие для его владельца. Учитывая особенности процедуры перемещения транспортных средств, в КоАП РФ были внесены изменения действующие с 19 июня 2015 года. Так согласно внесенной новой части 1.1. статьи 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку».

В вашей ситуации вы можете написать жалобу на действия сотрудника ГИБДД, в рамках которой следует потребовать признания незаконными его действия по перемещению вашего ТС.

Таким образом, если вы сможете доказать, что были на месте до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, то скорее всего ваши требования о незаконности перемещения будут удовлетворены.

За что мы платим?

Все-таки надо или не надо платить за первые сутки на штрафстоянке? Наталья Уткина, Чехов

Согласно действующему законодательству, а именно частям 10 и 11 ст. 27.13 КоАП РФ, оплата стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. При этом «лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). При этом в постановлении о назначении административного наказания, должна быть указана обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства».

Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается свой порядок и стоимость оплаты перемещения и хранения ТС на штрафной стоянке. При этом, данный порядок и стоимости вам должны быть разъяснены при получении разрешения на возврат ТС со штрафстоянки в письменном виде в протоколе об административном правонарушении.

В бардачке – только электронный

Говорят, что нельзя класть полис ОСАГО в бардачок, а то, если машину эвакуируют, без полиса ОСАГО не получится оформить документы на ее «вызволение» и придется мотаться туда-сюда между штрафстоянкой и ГИБДД. Это сейчас актуально? Руслан Кулаев, Москва

С введением электронных полюсов ОСАГО водитель может не иметь при себе копии данного полиса. Наличие ЭЛЕКТРОННОГО полиса страхования может быть выяснено инспектором ГИБДД после проверки соответствующей базы. Между тем, согласно ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ «Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами..». Принимая во внимание, что полис ОСАГО является таким документом, то при получении документов на возврат ТС со штрафной стоянки, речь может идти только об отсутствии электронного полиса ОСАГО.

Таким образом, действительно, полис ОСАГО как и остальные документы, необходимые для управления транспортным средством в машине оставлять не стоит.

Свой вопрос вы можете задать на сайте «Национальной юридической службы» www. amulex.ru или по телефонам +7 (495) 678-05-21, +7 (926) 295-27-33

Фото: Юлия Гуськова/Burda Media, lana1501/Фотобанк «Лори»; Сергей Ковалёв/Global Look Press

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Беги как кроссовер Беги как кроссовер

На фестивале бега Rosa Run участники преодолевали самые разные маршруты

АвтоМир
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
«Голдфингер-2» «Голдфингер-2»

Трансфигурации Aston Martin DB12 и Rolls-Royce Phantom в третьем тысячелетии

Автопилот
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Наша история Наша история

Рубрика «Моя история» заменяется на «Нашу историю» — будем писать её вместе

Дилетант
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Почему правозащитники выступают за отказ от традиций культа кумари

Forbes
На веки ваши На веки ваши

Как ухаживать за кожей вокруг глаз?

Лиза
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Непрогулка Непрогулка

Непрогулка по ночному Петербургу с Евгением Цыгановым и его дочерью Полиной

Собака.ru
Будет держаться Будет держаться

Советы для тех, кто отчаялся научиться делать укладку самостоятельно

Лиза
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Гипоаллергенная диета: что включить в меню Гипоаллергенная диета: что включить в меню

Справиться с аллергией можно не только с помощью лекарств

Лиза
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии

Успех эксперимента по пересадке генно-модифицированных аллогенных бета-клеток

N+1
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта

Какие цифровые инструменты используются при измельчении руд

ТехИнсайдер
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Открыть в приложении