Чиновники намерены искоренить смертность на российских дорогах к 2030 году

АвтоМирАвто

Стратегия выживания

Чиновники намерены полностью искоренить смертность на российских дорогах к 2030 году. Оценим реальность этих планов

Текст: Алексей Лучников

Председатель правительства Дмитрий Медведев в последний день новогодних каникул утвердил Стратегию безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Главное, что вызвало сначала журналистский интерес, а затем и общественный резонанс – настрой российского правительства сократить к 2030 году смертность на дорогах до нуля! В качестве промежуточной «контрольной точки» в 2024 году, когда документ формально завершит свое действие, установлен показатель так называемого социального риска на уровне не выше 4 погибших на 100 тысяч человек населения. Насколько это реально?

Надо сразу сказать, что планы более чем амбициозные. Если говорить о «нулевой смертности» в ДТП, волей-неволей на память приходит раскрученная в мире шведская модель дорожной безопасности, получившая название «Vision Zero», то есть дословно «нулевое видение». Неужели это действительно возможно? Сами шведы не скрывают, что ноль в реальности скорее всего недостижим. В то же время такая заведомо неосуществимая цель дает власти стимул, во-первых, никогда не останавливаться на достигнутом и, во-вторых, не бояться экспериментировать с новыми методами ради получения результата. Как бы там ни было, эта идеология, уходящая корнями еще в 90-е годы прошлого века, принесла результат: сегодня в Швеции самый низкий в мире показатель смертности в ДТП.

Чтобы сравнение стран было корректным, используется относительный показатель – тот самый социальный риск, характеризующий количество погибших в ДТП и от их последствий в пересчете на 100 тысяч человек населения. К слову, в Швеции сегодня он составляет 2,7, в среднем по странам Евросоюза – около 4,5, в то время как в России – порядка 13 погибших на 100 тысяч человек населения. Иными словами, реальный уровень смертности на дорогах в нашей стране почти в 3 раза выше, чем в Европе. Справедливости ради – и Европа, и Россия начинали целенаправленную работу по обузданию дорожной бойни примерно с одного уровня, когда социальный риск колебался на уровне 20. Только Старый Свет столкнулся с проблемой автомобилизации гораздо раньше – в 70-е годы прошлого века – и шел к сегодняшним показателям в течение 30–40 лет. Российский же премьер предложил сделать то же самое, но за 7 лет! Вроде бы время лозунгов из серии «пятилетку досрочно» уже давно кануло в Лету, но генетическая память, видимо, все же дает о себе знать.

Эксперты в один голос твердят, что, несмотря на неплохую динамику последних лет, уровень 4 погибших на 100 тысяч населения в России в реальности недостижим не только к 2024 году, но и в более долгосрочной перспективе. При этом зарубежный опыт свидетельствует, что чем ниже будут цифры смертности, тем труднее будет поддерживать прогресс. Та же Европа это подтвердила своим примером. В течение последних нескольких лет у ведущих стран наблюдается стагнация уровня смертности на дорогах: незначительное сокращение в одном году сменяется ростом в следующем. Специалисты объясняют это тем, что резерв известных способов уже исчерпан, и без новых подходов дальнейший прогресс невозможен. Иными словами, выходит, что оптимистичные ожидания российских чиновников – это тоже скорее психологический барьер, к которому можно только стремиться, но перепрыгнуть никто и не рассчитывает. Подтверждение этой гипотезе мы находим в самом тексте Стратегии безопасности дорожного движения, где планируемые результаты по-чиновничьи сглажены: правительство предпочитает оперировать понятиями «стремление», «ориентир» и тому подобными.

На самой Стратегии подробно останавливаться нет смысла, так как она, по сути, содержит лишь анализ актуального состояния аварийности и основные направления работы на перспективу. В приоритете изменение концепции пропагандистской работы, акцент на обеспечении безопасности наиболее уязвимых участников движения, включая пешеходов и детей, мероприятия по улучшению дорожной инфраструктуры, качества подготовки водителей и технического состояния автопарка, реформа системы управления этой работой, а также повышение эффективности спасения пострадавших в ДТП. Предметно осмыслить, как Стратегия отразится на обычных гражданах, можно будет тогда, когда правительство утвердит детальный план мероприятий по ее реализации. Подготовить его поручено министерству внутренних дел в течение полугода.

Старый Свет столкнулся с проблемой автомобилизации гораздо раньше – в 70-е годы прошлого века – и шел к сегодняшним низким показателям аварийности в течение 30–40 лет

Уровень смертности на дорогах в нашей стране почти в 3 раза выше, чем в Европе

Глобальные потери

Дорожные инциденты, несмотря на всю трагичность, воспринимаются обществом как нечто обыденное. Между тем специалисты всего мира бьют тревогу, заявляя, что дорожно-транспортная аварийность – это одна из серьезнейших социально-экономических проблем современности. Глобальные показатели смертности на дорогах ужасают: по данным ООН, каждый год на дорогах планеты гибнет более 1,2 миллиона человек, 50 миллионов получают ранения, из них каждый пятый остается инвалидом. Самый ощутимый удар приходится на наиболее активную экономически часть населения. В результате в денежном выражении ущерб оценивается астрономическими цифрами и дорого обходится каждой стране, «съедая» от 2 до 5% от того, что заработала национальная экономика. Несколько лет назад этой проблемой всерьез озаботилось международное сообщество, объявив устами Генеральной ассамблеи ООН период с 2011 по 2020 годы «Десятилетием действий по безопасности дорожного движения». Кстати, примечательно, что решающую роль в этой акции сыграла Россия, оказавшаяся в глобальной борьбе с авариями на дорогах общепризнанным лидером.

Фото: benjaminnolte, a_andreev, Andrew Nunn/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Места для вдохновения Места для вдохновения

На этот раз на уик-энд отправляемся в Тарусу и Малоярославец

АвтоМир
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Квазивалютный бизнес Квазивалютный бизнес

Что такое квазивалютные кредиты в китайских юанях и как они работают

Ведомости
Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
«Джеймс Уэбб» вновь нашел в атмосфере потенциального гикеана диметилсульфид «Джеймс Уэбб» вновь нашел в атмосфере потенциального гикеана диметилсульфид

«Джеймс Уэбб» вновь обнаружил признаки наличия диметилсульфида

N+1
Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели

Какими качествами должны обладать эффективные лидеры и сотрудники

Inc.
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
Открывая космос Открывая космос

Путеводитель женщины-астронавта по миру миссий, чудес и перемен в космосе

kiozk originals
Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает

Какую роль Севморпуть играет в экономике России и какие перспективы его ждут

ФедералПресс
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно» Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно»

Какие причины кроются за безответственностью на рабочем месте?

Forbes
7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться 7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться

Что такое законы психологии и как правильно их применять

VOICE
Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться

Рассказываем, что такое турбулентность и почему ее совершенно не стоит бояться

ТехИнсайдер
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг

В каком возрасте герои ощутили на себе все трудности жизни

Maxim
Жертвы Кургана: подвиги и самоотдача города трудовой доблести Жертвы Кургана: подвиги и самоотдача города трудовой доблести

Линия фронта проходит возле твоего станка — таким был лозунг курганских рабочих

ФедералПресс
Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма

История Мехрана Насери — иранца, который так и не смог покинуть зону ожидания

ТехИнсайдер
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong 3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong

Основатель Mary Wong — о шишках, которые набил в процессе развития фастфуд-сети

Inc.
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
За 10 лет арктические дафнии не смогли приспособиться к потеплению За 10 лет арктические дафнии не смогли приспособиться к потеплению

Почему особи бесполых дафний плохо переносят потепление

N+1
Восвояси Восвояси

Как современные российские дизайнеры работают с национальным кодом

Weekend
От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов

Как люди пользуются персонифицированными чат-ботами?

Inc.
Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика

Почему мы считаем родительские убеждения устаревшими и обесцениваем их опыт

Psychologies
Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов

Какие бывают отвертки — виды и названия наконечников, а также их размеры

CHIP
Семнадцать мгновений Победы Семнадцать мгновений Победы

Лиознова сняла не просто ленту, а культовую, всенародно любимую картину

Коллекция. Караван историй
Читай Читай

5 захватывающих графических романов

VOICE
Банки вкладывают в инклюзию Банки вкладывают в инклюзию

В Т-банке появилась поддержка только с глухими и слабослышащими сотрудниками

Ведомости
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Открыть в приложении