Чиновники намерены искоренить смертность на российских дорогах к 2030 году

АвтоМирАвто

Стратегия выживания

Чиновники намерены полностью искоренить смертность на российских дорогах к 2030 году. Оценим реальность этих планов

Текст: Алексей Лучников

Председатель правительства Дмитрий Медведев в последний день новогодних каникул утвердил Стратегию безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Главное, что вызвало сначала журналистский интерес, а затем и общественный резонанс – настрой российского правительства сократить к 2030 году смертность на дорогах до нуля! В качестве промежуточной «контрольной точки» в 2024 году, когда документ формально завершит свое действие, установлен показатель так называемого социального риска на уровне не выше 4 погибших на 100 тысяч человек населения. Насколько это реально?

Надо сразу сказать, что планы более чем амбициозные. Если говорить о «нулевой смертности» в ДТП, волей-неволей на память приходит раскрученная в мире шведская модель дорожной безопасности, получившая название «Vision Zero», то есть дословно «нулевое видение». Неужели это действительно возможно? Сами шведы не скрывают, что ноль в реальности скорее всего недостижим. В то же время такая заведомо неосуществимая цель дает власти стимул, во-первых, никогда не останавливаться на достигнутом и, во-вторых, не бояться экспериментировать с новыми методами ради получения результата. Как бы там ни было, эта идеология, уходящая корнями еще в 90-е годы прошлого века, принесла результат: сегодня в Швеции самый низкий в мире показатель смертности в ДТП.

Чтобы сравнение стран было корректным, используется относительный показатель – тот самый социальный риск, характеризующий количество погибших в ДТП и от их последствий в пересчете на 100 тысяч человек населения. К слову, в Швеции сегодня он составляет 2,7, в среднем по странам Евросоюза – около 4,5, в то время как в России – порядка 13 погибших на 100 тысяч человек населения. Иными словами, реальный уровень смертности на дорогах в нашей стране почти в 3 раза выше, чем в Европе. Справедливости ради – и Европа, и Россия начинали целенаправленную работу по обузданию дорожной бойни примерно с одного уровня, когда социальный риск колебался на уровне 20. Только Старый Свет столкнулся с проблемой автомобилизации гораздо раньше – в 70-е годы прошлого века – и шел к сегодняшним показателям в течение 30–40 лет. Российский же премьер предложил сделать то же самое, но за 7 лет! Вроде бы время лозунгов из серии «пятилетку досрочно» уже давно кануло в Лету, но генетическая память, видимо, все же дает о себе знать.

Эксперты в один голос твердят, что, несмотря на неплохую динамику последних лет, уровень 4 погибших на 100 тысяч населения в России в реальности недостижим не только к 2024 году, но и в более долгосрочной перспективе. При этом зарубежный опыт свидетельствует, что чем ниже будут цифры смертности, тем труднее будет поддерживать прогресс. Та же Европа это подтвердила своим примером. В течение последних нескольких лет у ведущих стран наблюдается стагнация уровня смертности на дорогах: незначительное сокращение в одном году сменяется ростом в следующем. Специалисты объясняют это тем, что резерв известных способов уже исчерпан, и без новых подходов дальнейший прогресс невозможен. Иными словами, выходит, что оптимистичные ожидания российских чиновников – это тоже скорее психологический барьер, к которому можно только стремиться, но перепрыгнуть никто и не рассчитывает. Подтверждение этой гипотезе мы находим в самом тексте Стратегии безопасности дорожного движения, где планируемые результаты по-чиновничьи сглажены: правительство предпочитает оперировать понятиями «стремление», «ориентир» и тому подобными.

На самой Стратегии подробно останавливаться нет смысла, так как она, по сути, содержит лишь анализ актуального состояния аварийности и основные направления работы на перспективу. В приоритете изменение концепции пропагандистской работы, акцент на обеспечении безопасности наиболее уязвимых участников движения, включая пешеходов и детей, мероприятия по улучшению дорожной инфраструктуры, качества подготовки водителей и технического состояния автопарка, реформа системы управления этой работой, а также повышение эффективности спасения пострадавших в ДТП. Предметно осмыслить, как Стратегия отразится на обычных гражданах, можно будет тогда, когда правительство утвердит детальный план мероприятий по ее реализации. Подготовить его поручено министерству внутренних дел в течение полугода.

Старый Свет столкнулся с проблемой автомобилизации гораздо раньше – в 70-е годы прошлого века – и шел к сегодняшним низким показателям аварийности в течение 30–40 лет

Уровень смертности на дорогах в нашей стране почти в 3 раза выше, чем в Европе

Глобальные потери

Дорожные инциденты, несмотря на всю трагичность, воспринимаются обществом как нечто обыденное. Между тем специалисты всего мира бьют тревогу, заявляя, что дорожно-транспортная аварийность – это одна из серьезнейших социально-экономических проблем современности. Глобальные показатели смертности на дорогах ужасают: по данным ООН, каждый год на дорогах планеты гибнет более 1,2 миллиона человек, 50 миллионов получают ранения, из них каждый пятый остается инвалидом. Самый ощутимый удар приходится на наиболее активную экономически часть населения. В результате в денежном выражении ущерб оценивается астрономическими цифрами и дорого обходится каждой стране, «съедая» от 2 до 5% от того, что заработала национальная экономика. Несколько лет назад этой проблемой всерьез озаботилось международное сообщество, объявив устами Генеральной ассамблеи ООН период с 2011 по 2020 годы «Десятилетием действий по безопасности дорожного движения». Кстати, примечательно, что решающую роль в этой акции сыграла Россия, оказавшаяся в глобальной борьбе с авариями на дорогах общепризнанным лидером.

Фото: benjaminnolte, a_andreev, Andrew Nunn/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Напряжение растет Напряжение растет

Последние два десятка лет автомобили эволюционируют с невероятной скоростью

АвтоМир
Регионы не оправдали кредиты Регионы не оправдали кредиты

Счетная палата усомнилась в эффективном использовании кредитов регионами

Ведомости
От винта! От винта!

Как автомобили научили летать

Деньги
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Минута славы Минута славы

Как снимать в путешествиях видео, которые станут популярными в соцсетях

Лиза
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
Одежда и надежды Одежда и надежды

Красивые книги о моде

Weekend
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра

Разбираемся, как выбрать идеальную систему очистки воды

ТехИнсайдер
Команда роботов готовится исследовать пещеры Луны и Марса Команда роботов готовится исследовать пещеры Луны и Марса

Как тестировали автономных роботов для исследования подземных пещер

ТехИнсайдер
Фармкомпании поддержали врачей Фармкомпании поддержали врачей

Международные фармкомпании почти на четверть нарастили выплаты медорганизациям

Ведомости
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
ИИ-система создает модели для сборки из кирпичиков Лего ИИ-система создает модели для сборки из кирпичиков Лего

Как создали AI-систему, которая может по промпту собирать физические объекты

ТехИнсайдер
Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно» Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно»

Примеров успешных перезапусков я навскидку и не припомню

Коллекция. Караван историй
ИИ помогает собрать «мозг» квантового компьютера ИИ помогает собрать «мозг» квантового компьютера

Как модель ИИ собирает атомные решетки — основы будущих квантовых компьютеров

ТехИнсайдер
Зонд Parker Solar Probe подтвердил влияние магнитного поля на солнечные вспышки Зонд Parker Solar Probe подтвердил влияние магнитного поля на солнечные вспышки

Ученые подтвердили теоретические модели магнитного пересоединения

ТехИнсайдер
«Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории «Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории

О шести сказочницах, которые говорили о женской судьбе

Forbes
Какой самый длинный музыкальный концерт в истории Какой самый длинный музыкальный концерт в истории

Группа с самыми длинными концертами и самые «долгие» артисты

Maxim
Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка» Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка»

Артем Кошман рассказал о любви к Петербургу и отношении к азартным играм

Grazia
Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии

Успех эксперимента по пересадке генно-модифицированных аллогенных бета-клеток

N+1
Разница принципиальна: чем цукини отличаются от кабачков Разница принципиальна: чем цукини отличаются от кабачков

Какие различия цукини и кабачков играют ключевую роль в кулинарии

ТехИнсайдер
Шифровальщики не в моде Шифровальщики не в моде

Хакеры теперь все чаще просят выкуп за возвращение украденных данных

Ведомости
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Открыть в приложении