Стамбул: Европа и Азия
Поездка в Турцию – это не только море, пляжи и «все включено». Множество туристов привлекает Стамбул, крупнейший город страны, успевший побывать столицей Римской, Византийской и Османской империй
Стамбул, Константинополь, Византий – это названия одного и того же города, расположенного в двух частях света одновременно – Европе и Азии, которые разделены проливом Босфор, и на берегах сразу двух морей – Черного и Мраморного. Европейская часть Стамбула, в свою очередь, делится на старый и новый город заливом. И именно на ее территории находится аэропорт имени Ататюрка, где спустя четыре часа после вылета из Москвы совершил посадку наш самолет.
Естественно, мы остановились в старом городе. Здесь множество небольших отелей, спрятанных в лабиринтах улиц, и практически у каждого есть выход на крышу, где обычно накрывают завтрак. Только ради этого уже стоит поехать в Стамбул: старые крыши вперемешку с куполами мечетей, крики чаек и турецкий кофе с рахат-лукумом. Ммм… Есть, правда, нюанс. Голос муэдзина, зовущий верующих на первую молитву, раздается в 5 утра. Призыв громко транслируется специальными звуковыми устройствами и разносится на довольно большое расстояние. Так что если не хотите просыпаться рано, ищите укромное место для проживания.
Многие отели предоставляют трансфер, чтобы забрать гостей из аэропорта, и уже в этот момент становится понятно: этот город с населением в 14 миллионов человек, как и все крупнейшие мегаполисы мира, насыщен многокилометровыми пробками, тем более в часы пик. С учетом того, что стоимость бензина очень высокая, в среднем 5,5 лир за литр (около 85 рублей), мысль об аренде автомобиля отсеивается сразу. Если пробки и цены на топливо вас все-таки не отпугнули, учитывайте, что в центре с парковками очень большая проблема. Они и дорогие, и практически всегда заполнены. Иногда бесплатные парковки есть у отелей, но количество мест на них, конечно, ограничено. Средняя цена за суточную парковку в центре составляет 25 лир (около 400 рублей). Кстати, за проезд по мостам через Босфор взимается плата, причем для увеличения пропускной способности используются только системы безналичной дистанционной оплаты. Проезд по Босфорскому мосту (новое название – Мост мучеников 15 июля) и мосту султана Мехмеда Фатиха стоит от 7 лир в зависимости от типа транспорта, а по новому мосту султана Селима Явуза, открытого для движения в конце августа 2016 года, – от 12 лир. Дорого, но это же самый широкий висячий мост в мире! Здесь по четыре полосы для движения автомобилей в каждую сторону и две железнодорожных колеи.
Такси – тоже не самый лучший городской транспорт. Несмотря на то, что платить надо по счетчику, с ябанжи (иностранцев) стараются взять как можно больше и возят кругами. Дешевле, спокойнее и выгоднее с точки зрения оперативности перемещения пользоваться общественным транспортом, благо есть метро, трамваи, фуникулер, электрички, автобусы и паромы.
Все главное – рядом
Первая достопримечательность на нашем маршруте – главная по значению мечеть в Стамбуле – Голубая Мечеть (мечеть Султанахмет). Говорят, что свое название она получила из-за огромного количества голубых и белых керамических изразцов, использованных в отделке интерьера. Но есть и другое объяснение – снаружи стены покрыты голубовато-серым камнем, меняющим цвет в зависимости от угла освещения солнцем. Строительство мечети длилось семь лет и завершилось в 1616 году. Посетить ее может любой желающий, но не во время намаза.
Напротив Голубой мечети находится Айя-София – бывший православный собор, позже – мечеть, ныне – музей. Софийский собор в Константинополе считался самым большим храмом в христианском мире более тысячи лет, вплоть до постройки собора святого Петра в Риме.
В паре шагов отсюда – дворец Топкапы, служивший главным замком Османской империи до середины XIX века. С виду этот поистине огромный комплекс напоминает средневековые цитадели, но внутри становится понятно, что с ними здесь нет ничего общего. Дворец состоит из множества зданий, соединенных между собой четырьмя дворами, которые обнесены единой крепостной стеной. Ко дворцу примыкает парк Гюльхане, в котором посетители сразу обращают внимание на снующих повсюду зеленых попугаев. По легенде, то ли у берегов Стамбула потерпел крушение корабль с александрийскими попугаями, то ли в результате аварии перевернулась фура, перевозившая птиц, но так или иначе, они прижились в парке и не улетают отсюда даже на зиму. А вообще Стамбул – это определенно город котов. И живут они не только на берегу моря, где рыбаки подкармливают их рыбой, а везде.
Еще одна знаменитая достопримечательность – стамбульский рынок Гранд Базар, который раскинулся на нескольких десятках торговых улиц и насчитывает около четырех тысяч магазинов. Здесь можно купить все, начиная от специй и заканчивая драгоценностями и антиквариатом. Так как Гранд Базар находится в исторической части города, то на его территории есть мечеть, фонтан, развалины древних стен. Все это вместе создает весьма экспрессивную атмосферу.
Пересаживаемся на скоростной трамвай и отправляемся из района Султанахмет до конечной станции Кабаташ, где пересаживаемся на фуникулер и поднимаемся до остановки Таксим. Отсюда мы отправляемся по пешеходной улице Истикляль, которая раньше была центральным проспектом города Константинополь, к одному из символов города – Галатской башне. Как гласит придание, с ее крыши совершил полет на азиатский берег ученый-экспериментатор Хезарфен Ахмет Челеби, причем на собственноручно сконструированном планере. Сейчас здесь работает смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на старый город.
Есть в Стамбуле – в его новой части – еще одна незабываемая смотровая площадка, о которой знает далеко не каждый гость города, и мы, конечно же, рекомендуем ее посетить. Находится она на 52-м этаже небоскреба под названием Сапфир. Добраться сюда проще всего со станции метро Таксим по линии М2 до остановки 4 Левент. Вид с площадки с 360-градусным обзором – зрелище незабываемое: огромный город, тянущийся, кажется, аж за горизонт, как на ладони.
А что же про азиатскую часть? Мы добрались сюда на обычном экскурсионном автобусе, хотя самый распространенный вариант – воспользоваться паромом. Азиатская часть Стамбула заметно контрастирует с европейской. Здесь находятся так называемые спальные районы и офисные центры с обыденной жизнью, зато с берега открывается замечательная панорама на европейскую часть.
Если вы уже устали от городской суеты и хотите немного провести время в тишине и созерцании – возьмите билет на паром до Принцевых островов. Вас ждет экзотическая растительность, на каждом острове – свой цвет почвы, старинные церкви и монастыри, а также огромное количество ресторанов с рыбной кухней. На островах нет автомобильного движения, только гужевой транспорт и велосипеды – все для того, чтобы, побывав тут, успеть соскучиться по Стамбулу. А по пути большинство паромов проходят мимо еще одного символа города – Девичьей башни.
Стамбул – неимоверно контрастный город, за один день можно не просто переместиться в другую его часть, а попасть в совершенно другой мир и ритм жизни. Путешествовать здесь можно бесконечно, с удивлением исследуя буквально каждый закоулок.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl