Под самый занавес прошлого года президент подписал поправки в закон об ОСАГО

АвтоМирАвто

Полицию вызывали?

Под самый занавес прошлого года Владимир Путин подписал поправки в закон об ОСАГО, сделав еще один шаг к развитию европротокола. Радоваться ли этому «подарку»?

Текст: Алексей Лучников

Мелкие ДТП в развитых странах уже достаточно давно оформляются без участия полиции по так называемому «европейскому протоколу». Он облегчает жизнь всем: и полиции, и водителям, и даже самим страховщикам. Первые не отвлекаются от своей прямой обязанности – охраны правопорядка, а заодно лишены забот по «разруливанию» пробок и новых ДТП. Вторые – водители – экономят время и нервы, избегают необходимости контактировать с государством для получения возмещения. Что касается страховых компаний, то европротокол, разумеется, создает условия для страхового мошенничества, однако возможные издержки уже заложены в стоимости полиса ОСАГО. Поэтому им тоже проще общаться непосредственно с клиентами. Если имеются недовольные, точку в споре поставит суд.

В России же такая система пока только развивается. И это как нельзя кстати, особенно в контексте продолжающегося сокращения численности инспекторов ДПС. Для того чтобы обойтись без полиции, по закону необходимо соблюдение ряда условий: отсутствие пострадавших, участие в ДТП двух транспортных средств, наличие полиса ОСАГО у каждого водителя, а также их взаимное согласие в оценке обстоятельств происшествия и природы полученных транспортными средствами повреждений. Увы, все очевидные плюсы европротокола нивелируются опасениями не получить компенсацию из-за хитрости страховщиков или собственного недосмотра. Добавляет беспокойства и ограничение лимита выплаты в размере 50 тысяч рублей, ведь большинство просто не имеет опыта самостоятельной оценки ущерба. Поэтому водители готовы часами ждать прибытия на место аварии экипажа дорожно-патрульной службы, создавая проблемы другим участникам движения и провоцируя новые столкновения.

Тем не менее планомерные шаги к популяризации европротокола властями делаются. В результате сегодня без вызова полиции оформляется каждое третье ДТП, подпадающее под формальные основания европротокола. Законом от 29 декабря прошлого года сделан еще один шаг в этом направлении. Даже не один, а два, поскольку поправки начнут действовать поэтапно.

На первом этапе, который стартует уже 1 июня, будет повышен лимит выплаты с 50 до 100 тысяч рублей. К слову, средняя сумма выплаты по ОСАГО сегодня приближается к 80 тысячам. Тогда же из условий европротокола исчезнет необходимость достижения консенсуса относительно причин ДТП и характера полученных машинами повреждений. Правда это касается только тех случаев, когда потерпевшему достаточно 100-тысячного лимита и он не претендует на большую сумму. Однако при наличии у водителей разногласий информация о ДТП должна быть передана страховщикам одним из двух способов: с помощью специального устройства, фиксирующего в автоматическом режиме место ДТП и параметры движения, либо с использованием специального мобильного приложения к смартфону или планшету, привязанного к учетной записи клиента на портале государственных и муниципальных услуг. Если же сумма ущерба заведомо больше 100-тысячной планки или ни у одного из участников нет технической возможности передать информацию в страховую компанию перечисленными способами, придется действовать по старинке – в этом случае без звонка в полицию не обойтись.

Следующий этап «европротоколизации» начнется 1 октября 2019 года, когда окончательно будут отменены ограничения как по обязательности консенсуса относительно обстоятельств ДТП и причиненного ущерба, так и по сумме лимита. С этого дня без участия полиции может быть оформлено любое ДТП с участием двух транспортных средств, в котором нет пострадавших. Однако условие передачи страховщику некорректируемой информации остается. Это может быть как «черный ящик», так и специальное приложение. Лимит выплаты будет таким же, как для аварии, оформленной сотрудниками Госавтоинспекции, – 400 тысяч рублей.

Продвижение европротокола – это, по большей части, инициатива «сверху», навязанная страховщикам чиновниками. Понятное дело, что коммерсанты не в восторге от такой перспективы, когда на них свалится не только разбор ДТП с возможными судебными разбирательствами в случае несогласия одной из сторон, но и поток случаев страховых мошенничеств. Ведь искушение получить немалую сумму у злоумышленников будет велико. Как вы думаете, за чей счет страховые компании компенсируют свои издержки?

Когда будут увеличивать лимит выплат по «Европротоколу»

Сыграли в ящик

Возможность получить сумму, превышающую пятидесяти-, а с первого июня – стотысячный лимит выплаты по европротоколу, есть у водителей и до октября 2019 года. Дело в том, что закон об ОСАГО подразумевает компенсацию ущерба в максимально возможном размере (четыреста тысяч рублей) для ДТП, произошедших на территории Москвы, Санкт-Петербурга и их областей. Выбор этих регионов неслучаен: с одной стороны, их дороги наиболее загружены, а с другой – транспортный парк более современный и дорогой. Однако, несмотря на то, что в законе такая возможность существует уже несколько лет, до сих пор она была не востребована. Нет, дело вовсе не в том, что не нашлось желающих получить четыреста тысяч вместо пятидесяти без волокиты с документами! Просто, учитывая «вкусную» сумму, законом выдвинуты такие условия, выполнить которые до сих пор не представляется возможным. Речь идет о необходимости наличия в автомобиле «черного ящика» на основе ГЛОНАСС- или GPS-технологий, который мог бы передать в информационную систему страховщиков координаты места столкновения и величины ускорений машины по трем осям. Такие устройства до сих пор не получили распространения, что также внесло свою лепту в непопулярность в нашей стране европротокола. Тем не менее законодатель не теряет надежды, поэтому место этим устройствам нашлось и в новой редакции закона. К счастью, в качестве альтернативы предложен более доступный путь – использование специального приложения для мобильных устройств. Оно получило название «ДТП. Европротокол» и уже сейчас доступно для основных операционных систем.

 

Ваш адвокат

Автомобильный юрист отвечает на вопросы читателей и разбирает спорные моменты в дорожном законодательстве

На вопросы, которые читатели присылают в редакцию «АвтоМира», дает ответы Владимир Александров, автомобильный юрист

Реклама на автомобиле

У меня небольшая автомастерская. Хочу поставить у дороги старую машину со своей рекламой. Ее могут эвакуировать, если она, например, месяц простоит? Номера на ней есть. Иван Софронов, Липецк

Размещение рекламы на транспортных средствах регламентируется Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рекламе». Так, статья 20 данного закона регламентирует размещение рекламы на транспортных средствах и их использование:

Особое значение имеет часть 2 данной статьи, запрещающая использование для рекламы ТС, переоборудованных и полностью или частично утративших функции, для выполнения которых они были предназначены.

Таким образом, транспортное средство, на котором вы планируете разместить рекламу, должно быть полностью исправно, не переоборудовано и в любой момент иметь возможность движения.

При этом необходимо учитывать требования правил дорожного движения при размещении такого транспортного средства у дороги.

Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

Будет ли ждать ДПС?

Это правда, что теперь инспекторы не обязаны ждать, если вы забыли дома документы, чтобы кто-то их привез, а сразу будут отправлять машину на штрафстоянку? Ольга Чистякова, Кострома

Вопрос очень интересный. Дело в том, что согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан: «2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

– в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;

– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля».

При этом «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) предполагает разные наказания за отсутствие разных документов.

Так, часть 1 ст. 12.3 КоАП РФ предполагает наказание за «управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства», а часть 2 этой статьи за отсутствие «при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Свой вопрос вы можете задать на сайте «Национальной юридической службы» www. amulex.ru или по телефонам +7 (495) 678-05-21, +7 (926) 295-27-33

Фото: Юлия Гуськова/Burda Media, Pavel Shishkin/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Диета ДАН: строго, но эффективно Диета ДАН: строго, но эффективно

Как продержаться на диете ДАН и не сойти с ум?

Cosmopolitan
10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени 10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени

Какие вещи никогда не следует совмещать в стиральной машине?

VOICE
Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать

Что происходит во время «зимы искусственного интеллекта»?

ТехИнсайдер
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
«Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику» «Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику»

Связь между нематериальной экономикой и усугублением проблемы неравенства

N+1
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х

Самые необычные игровые консоли

CHIP
Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает

Какую роль Севморпуть играет в экономике России и какие перспективы его ждут

ФедералПресс
Что такое дунхуа: все о китайском аниме Что такое дунхуа: все о китайском аниме

С чего пошло зарождение китайской анимации?

Maxim
Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии

История создателя «Оскара» в журналистике — журналиста Джозефа Пулицера

Правила жизни
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок

Процедуры, которые помогут скорректировать фигуру в короткие сроки

Здоровье
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов

Как люди пользуются персонифицированными чат-ботами?

Inc.
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны

Как принималось решение о том, что кенигсбергская земля отойдет Союзу

ФедералПресс
«Картинки» натуралиста «Картинки» натуралиста

Что отражено в русских названиях птиц из семейства куликов?

Наука и жизнь
Давай поженимся! Разбираемся, как подтолкнуть любимого к разговору на эту тему Давай поженимся! Разбираемся, как подтолкнуть любимого к разговору на эту тему

Вы уже вместе не один год, а предложения руки и сердца не поступало. Что делать?

Лиза
Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства

Кто самый сильный — Брюс Ли или Джеки Чан? Стивен Сигал или Чак Норрис?

Maxim
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Самый красивый кулич – у меня Самый красивый кулич – у меня

Как украсить кулич, чтобы он стал настоящим шедевром на праздничном столе?

Лиза
Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед

Биология в 1900-х годах по темпам своего развития ничуть не отставала от физики

Знание – сила
Почему телемедицина в России пока остается нишевым продуктом Почему телемедицина в России пока остается нишевым продуктом

Телемедицина в России: стоит ли записываться на удаленный прием к врачу?

РБК
Пишем красиво Пишем красиво

Надо ли тратить силы и время, чтобы научить ребенка красиво писать?

Лиза
Автопалатка — это полная свобода Автопалатка — это полная свобода

Everest Touring выводит на рынок автопалатки с авиатехнологиями

Монокль
Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу

Как искусственный интеллект облегчил жизнь и какие вызовы он поставил

ФедералПресс
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
Открыть в приложении