Под самый занавес прошлого года президент подписал поправки в закон об ОСАГО

АвтоМирАвто

Полицию вызывали?

Под самый занавес прошлого года Владимир Путин подписал поправки в закон об ОСАГО, сделав еще один шаг к развитию европротокола. Радоваться ли этому «подарку»?

Текст: Алексей Лучников

Мелкие ДТП в развитых странах уже достаточно давно оформляются без участия полиции по так называемому «европейскому протоколу». Он облегчает жизнь всем: и полиции, и водителям, и даже самим страховщикам. Первые не отвлекаются от своей прямой обязанности – охраны правопорядка, а заодно лишены забот по «разруливанию» пробок и новых ДТП. Вторые – водители – экономят время и нервы, избегают необходимости контактировать с государством для получения возмещения. Что касается страховых компаний, то европротокол, разумеется, создает условия для страхового мошенничества, однако возможные издержки уже заложены в стоимости полиса ОСАГО. Поэтому им тоже проще общаться непосредственно с клиентами. Если имеются недовольные, точку в споре поставит суд.

В России же такая система пока только развивается. И это как нельзя кстати, особенно в контексте продолжающегося сокращения численности инспекторов ДПС. Для того чтобы обойтись без полиции, по закону необходимо соблюдение ряда условий: отсутствие пострадавших, участие в ДТП двух транспортных средств, наличие полиса ОСАГО у каждого водителя, а также их взаимное согласие в оценке обстоятельств происшествия и природы полученных транспортными средствами повреждений. Увы, все очевидные плюсы европротокола нивелируются опасениями не получить компенсацию из-за хитрости страховщиков или собственного недосмотра. Добавляет беспокойства и ограничение лимита выплаты в размере 50 тысяч рублей, ведь большинство просто не имеет опыта самостоятельной оценки ущерба. Поэтому водители готовы часами ждать прибытия на место аварии экипажа дорожно-патрульной службы, создавая проблемы другим участникам движения и провоцируя новые столкновения.

Тем не менее планомерные шаги к популяризации европротокола властями делаются. В результате сегодня без вызова полиции оформляется каждое третье ДТП, подпадающее под формальные основания европротокола. Законом от 29 декабря прошлого года сделан еще один шаг в этом направлении. Даже не один, а два, поскольку поправки начнут действовать поэтапно.

На первом этапе, который стартует уже 1 июня, будет повышен лимит выплаты с 50 до 100 тысяч рублей. К слову, средняя сумма выплаты по ОСАГО сегодня приближается к 80 тысячам. Тогда же из условий европротокола исчезнет необходимость достижения консенсуса относительно причин ДТП и характера полученных машинами повреждений. Правда это касается только тех случаев, когда потерпевшему достаточно 100-тысячного лимита и он не претендует на большую сумму. Однако при наличии у водителей разногласий информация о ДТП должна быть передана страховщикам одним из двух способов: с помощью специального устройства, фиксирующего в автоматическом режиме место ДТП и параметры движения, либо с использованием специального мобильного приложения к смартфону или планшету, привязанного к учетной записи клиента на портале государственных и муниципальных услуг. Если же сумма ущерба заведомо больше 100-тысячной планки или ни у одного из участников нет технической возможности передать информацию в страховую компанию перечисленными способами, придется действовать по старинке – в этом случае без звонка в полицию не обойтись.

Следующий этап «европротоколизации» начнется 1 октября 2019 года, когда окончательно будут отменены ограничения как по обязательности консенсуса относительно обстоятельств ДТП и причиненного ущерба, так и по сумме лимита. С этого дня без участия полиции может быть оформлено любое ДТП с участием двух транспортных средств, в котором нет пострадавших. Однако условие передачи страховщику некорректируемой информации остается. Это может быть как «черный ящик», так и специальное приложение. Лимит выплаты будет таким же, как для аварии, оформленной сотрудниками Госавтоинспекции, – 400 тысяч рублей.

Продвижение европротокола – это, по большей части, инициатива «сверху», навязанная страховщикам чиновниками. Понятное дело, что коммерсанты не в восторге от такой перспективы, когда на них свалится не только разбор ДТП с возможными судебными разбирательствами в случае несогласия одной из сторон, но и поток случаев страховых мошенничеств. Ведь искушение получить немалую сумму у злоумышленников будет велико. Как вы думаете, за чей счет страховые компании компенсируют свои издержки?

Когда будут увеличивать лимит выплат по «Европротоколу»

Сыграли в ящик

Возможность получить сумму, превышающую пятидесяти-, а с первого июня – стотысячный лимит выплаты по европротоколу, есть у водителей и до октября 2019 года. Дело в том, что закон об ОСАГО подразумевает компенсацию ущерба в максимально возможном размере (четыреста тысяч рублей) для ДТП, произошедших на территории Москвы, Санкт-Петербурга и их областей. Выбор этих регионов неслучаен: с одной стороны, их дороги наиболее загружены, а с другой – транспортный парк более современный и дорогой. Однако, несмотря на то, что в законе такая возможность существует уже несколько лет, до сих пор она была не востребована. Нет, дело вовсе не в том, что не нашлось желающих получить четыреста тысяч вместо пятидесяти без волокиты с документами! Просто, учитывая «вкусную» сумму, законом выдвинуты такие условия, выполнить которые до сих пор не представляется возможным. Речь идет о необходимости наличия в автомобиле «черного ящика» на основе ГЛОНАСС- или GPS-технологий, который мог бы передать в информационную систему страховщиков координаты места столкновения и величины ускорений машины по трем осям. Такие устройства до сих пор не получили распространения, что также внесло свою лепту в непопулярность в нашей стране европротокола. Тем не менее законодатель не теряет надежды, поэтому место этим устройствам нашлось и в новой редакции закона. К счастью, в качестве альтернативы предложен более доступный путь – использование специального приложения для мобильных устройств. Оно получило название «ДТП. Европротокол» и уже сейчас доступно для основных операционных систем.

 

Ваш адвокат

Автомобильный юрист отвечает на вопросы читателей и разбирает спорные моменты в дорожном законодательстве

На вопросы, которые читатели присылают в редакцию «АвтоМира», дает ответы Владимир Александров, автомобильный юрист

Реклама на автомобиле

У меня небольшая автомастерская. Хочу поставить у дороги старую машину со своей рекламой. Ее могут эвакуировать, если она, например, месяц простоит? Номера на ней есть. Иван Софронов, Липецк

Размещение рекламы на транспортных средствах регламентируется Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рекламе». Так, статья 20 данного закона регламентирует размещение рекламы на транспортных средствах и их использование:

Особое значение имеет часть 2 данной статьи, запрещающая использование для рекламы ТС, переоборудованных и полностью или частично утративших функции, для выполнения которых они были предназначены.

Таким образом, транспортное средство, на котором вы планируете разместить рекламу, должно быть полностью исправно, не переоборудовано и в любой момент иметь возможность движения.

При этом необходимо учитывать требования правил дорожного движения при размещении такого транспортного средства у дороги.

Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

Будет ли ждать ДПС?

Это правда, что теперь инспекторы не обязаны ждать, если вы забыли дома документы, чтобы кто-то их привез, а сразу будут отправлять машину на штрафстоянку? Ольга Чистякова, Кострома

Вопрос очень интересный. Дело в том, что согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан: «2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

– в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;

– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля».

При этом «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) предполагает разные наказания за отсутствие разных документов.

Так, часть 1 ст. 12.3 КоАП РФ предполагает наказание за «управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства», а часть 2 этой статьи за отсутствие «при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Свой вопрос вы можете задать на сайте «Национальной юридической службы» www. amulex.ru или по телефонам +7 (495) 678-05-21, +7 (926) 295-27-33

Фото: Юлия Гуськова/Burda Media, Pavel Shishkin/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С высоты птичьего полёта С высоты птичьего полёта

Двухуровневый пентхаус в стиле contemporary

SALON-Interior
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Открыть в приложении