Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта

АвтоМирАвто

Право

Педалируем правила

Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта и потому далеко не все помнят, какими правилами должен руководствоваться его «водитель». И очень зря!

Период времени, когда в нашей преимущественно северной стране без вреда для здоровья и опасности для жизни можно передвигаться на двух колесах, весьма короток. Но если мотоциклисты в этом году жалуются в основном на дождливую погоду, то тем, кто предпочитает крутить педали, палки в колеса (почти буквально) вставляет столичное правительство, затеявшее масштабную реконструкцию улиц. К сожалению, дело не только и не столько в неудобстве самих велосипедистов, привыкших к инфраструктуре, но и в их безопасности: лишившись привычных маршрутов, они вынуждены импровизировать, зачастую грубо нарушая правила дорожного движения. Давайте вспомним основные постулаты передвижения на велосипеде.

Даже если вы сами выбрали для поездок иной вид транспорта либо предпочитаете пешие прогулки, не лишним будет знать правила поведения других участников движения. Это поможет не только сохранить жизнь и здоровье им, но и обезопасить «от сумы и от тюрьмы» себя.

Правительство обещает, что к 2020 году в Москве будет 700 км велополос, оборудованных в том числе и специальными светофорами, которые уже начали появляться в центре столицы

В ПДД велосипедистам посвящен целый раздел – 24-й. Если вам исполнилось 15 лет, то элементы дороги, по которым вам разрешено перемещаться, ранжируются следующим образом. Первое – это велосипедная или велопешеходная дорожка, либо велополоса. Если их нет или движение по ним по объективным причинам невозможно, взрослый велосипедист может ехать по правому краю проезжей части. Если справа проходит «выделенка» для маршрутного транспорта, то пользоваться нужно именно ей. Если и это пространство непригодно для движения (например, перекопано или занято припаркованным транспортом), разрешено занять обочину. В городе таковой, как правило, не имеется, а потому самый крайний вариант – это тротуар или пешеходная дорожка. Велобайкерам младше 14 лет на проезжую часть выезжать категорически запрещено, даже в сопровождении взрослых. Их территория – велодорожки, тротуары, пешеходные зоны. Единственный случай, когда взрослым на велосипеде не только можно, но и нужно использовать пешеходную инфраструктуру, – это поездка вместе с юными (не старше 14 лет) велосипедистами. Разумеется, в этих случаях не должно создаваться помех «хозяевам» – пешеходам. Если вы отправляетесь в велопутешествие компанией, то по проезжей части можно ехать только в один ряд, в крайнем случае – в два. Исключение составляют специально организованные соревнования и тренировки, но такие мероприятия обычно сопровождаются спецтранспортом, предупреждающим об опасности других водителей.

На крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Это категорически запрещено. Велосипедисты имеют право ехать не далее правого края проезжей части

Езда по проезжей части далее ее правого края смертельно опасна. В последнее время на крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Они, видимо, считают, что так безопаснее, поскольку не приходится пересекать многочисленные развязки и примыкания, расположенные справа. На самом же деле такое путешествие сродни русской рулетке, только вероятность досрочно отправиться к праотцам даже выше, чем шанс попадания патрона в барабане револьвера под удар бойка.

Велосипедистам запрещено пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Единственный правильный способ движения по «зебре» – не на велосипеде, а ведя его за собой

По причине того, что велосипедиста труднее заметить в потоке, а средств защиты от последствий столкновения у него ровно ноль, к числу категорических запретов относится поворот налево на дорогах с более чем одной полосой для движения в каждом направлении либо трамвайными путями. Пересекать проезжую часть вне перекрестков также запрещено, в том числе по пешеходным переходам. Во-первых, маневренность на двух колесах гораздо хуже, чем на двух ногах: если внезапно появится опасность, мгновенно затормозить или вернуться на тротуар не получится. Кроме того, вылетая на приличной скорости наперерез автомобилю, велосипедист не оставляет водителю времени подготовиться и среагировать на внезапную опасность. Не забывайте также, что сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, равно как и запрет на употребление алкоголя и наркотиков в равной мере относятся и к велосипедисту, поскольку с точки зрения ПДД он такой же водитель. Световозвращатели, а лучше фары и фонари – это вовсе не блажь, а средство повышения безопасности велосипедиста, которого и днем-то плохо заметно, а в темноте и подавно. В общем, перефразируя советских классиков, закончим жизнеутверждающим девизом: спасение велосипедистов – дело рук самих велосипедистов.

Права и обязанности

Как уже было сказано, велосипедист – это полноправный участник дорожного движения. А наличие прав, как известно, порождает и обязанности, за невыполнение которых могут наказать. В отношении велосипедистов, как правило, применяют вторую часть статьи 12.29 КоАП РФ, штрафуя их на 800 рублей. Причем сюда попадает фактически любое допущенное нарушение. Если удастся доказать, что при совершении любого нарушения велосипедист был нетрезв, то его привлекут уже по третьей части той же статьи, оштрафовав на 1000 – 1500 рублей. Прав за неимением таковых, разумеется, не лишат. В то же время уже имеется практика привлечения велосипедистов к ответственности по части 1 статьи 12.24 КоАП РФ. В этой статье речь идет о нарушении ПДД, повлекшем причинение легкого вреда здоровью. Как правило, это следствие наезда разогнавшегося до приличной скорости велосипедиста на пешехода. В результате байкера могут оштрафовать на сумму от 2,5 до 5 тысяч рублей, да еще и за лечение пострадавшего, возможно, придется заплатить. Поэтому всегда надо четко осознавать, когда из способа проведения досуга педальная машина превращается в транспортное средство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: lana1501/Фотобанк ЛОРИ; Tycson1, olgavolodina/Fotolia.com; Алексей Андронов/URA.RU/ТАСС


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шутки кончились Шутки кончились

Solano на российском рынке обосновался давно

АвтоМир
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Вторая личность Вторая личность

Ужасно интересная премьера Haval F7

Автопилот
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Вопрос/ответ Вопрос/ответ

Зачем предки цыган покинули Индию и как погибнет Земля: вопросы и ответы

Вокруг света
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования

Какие авиакомпании безопаснее других за всю историю гражданской авиации

ТехИнсайдер
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Тень опричника Тень опричника

Как город Александров несколько раз оказался столицей

Weekend
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Открыть в приложении