Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта

АвтоМирАвто

Право

Педалируем правила

Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта и потому далеко не все помнят, какими правилами должен руководствоваться его «водитель». И очень зря!

Период времени, когда в нашей преимущественно северной стране без вреда для здоровья и опасности для жизни можно передвигаться на двух колесах, весьма короток. Но если мотоциклисты в этом году жалуются в основном на дождливую погоду, то тем, кто предпочитает крутить педали, палки в колеса (почти буквально) вставляет столичное правительство, затеявшее масштабную реконструкцию улиц. К сожалению, дело не только и не столько в неудобстве самих велосипедистов, привыкших к инфраструктуре, но и в их безопасности: лишившись привычных маршрутов, они вынуждены импровизировать, зачастую грубо нарушая правила дорожного движения. Давайте вспомним основные постулаты передвижения на велосипеде.

Даже если вы сами выбрали для поездок иной вид транспорта либо предпочитаете пешие прогулки, не лишним будет знать правила поведения других участников движения. Это поможет не только сохранить жизнь и здоровье им, но и обезопасить «от сумы и от тюрьмы» себя.

Правительство обещает, что к 2020 году в Москве будет 700 км велополос, оборудованных в том числе и специальными светофорами, которые уже начали появляться в центре столицы

В ПДД велосипедистам посвящен целый раздел – 24-й. Если вам исполнилось 15 лет, то элементы дороги, по которым вам разрешено перемещаться, ранжируются следующим образом. Первое – это велосипедная или велопешеходная дорожка, либо велополоса. Если их нет или движение по ним по объективным причинам невозможно, взрослый велосипедист может ехать по правому краю проезжей части. Если справа проходит «выделенка» для маршрутного транспорта, то пользоваться нужно именно ей. Если и это пространство непригодно для движения (например, перекопано или занято припаркованным транспортом), разрешено занять обочину. В городе таковой, как правило, не имеется, а потому самый крайний вариант – это тротуар или пешеходная дорожка. Велобайкерам младше 14 лет на проезжую часть выезжать категорически запрещено, даже в сопровождении взрослых. Их территория – велодорожки, тротуары, пешеходные зоны. Единственный случай, когда взрослым на велосипеде не только можно, но и нужно использовать пешеходную инфраструктуру, – это поездка вместе с юными (не старше 14 лет) велосипедистами. Разумеется, в этих случаях не должно создаваться помех «хозяевам» – пешеходам. Если вы отправляетесь в велопутешествие компанией, то по проезжей части можно ехать только в один ряд, в крайнем случае – в два. Исключение составляют специально организованные соревнования и тренировки, но такие мероприятия обычно сопровождаются спецтранспортом, предупреждающим об опасности других водителей.

На крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Это категорически запрещено. Велосипедисты имеют право ехать не далее правого края проезжей части

Езда по проезжей части далее ее правого края смертельно опасна. В последнее время на крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Они, видимо, считают, что так безопаснее, поскольку не приходится пересекать многочисленные развязки и примыкания, расположенные справа. На самом же деле такое путешествие сродни русской рулетке, только вероятность досрочно отправиться к праотцам даже выше, чем шанс попадания патрона в барабане револьвера под удар бойка.

Велосипедистам запрещено пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Единственный правильный способ движения по «зебре» – не на велосипеде, а ведя его за собой

По причине того, что велосипедиста труднее заметить в потоке, а средств защиты от последствий столкновения у него ровно ноль, к числу категорических запретов относится поворот налево на дорогах с более чем одной полосой для движения в каждом направлении либо трамвайными путями. Пересекать проезжую часть вне перекрестков также запрещено, в том числе по пешеходным переходам. Во-первых, маневренность на двух колесах гораздо хуже, чем на двух ногах: если внезапно появится опасность, мгновенно затормозить или вернуться на тротуар не получится. Кроме того, вылетая на приличной скорости наперерез автомобилю, велосипедист не оставляет водителю времени подготовиться и среагировать на внезапную опасность. Не забывайте также, что сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, равно как и запрет на употребление алкоголя и наркотиков в равной мере относятся и к велосипедисту, поскольку с точки зрения ПДД он такой же водитель. Световозвращатели, а лучше фары и фонари – это вовсе не блажь, а средство повышения безопасности велосипедиста, которого и днем-то плохо заметно, а в темноте и подавно. В общем, перефразируя советских классиков, закончим жизнеутверждающим девизом: спасение велосипедистов – дело рук самих велосипедистов.

Права и обязанности

Как уже было сказано, велосипедист – это полноправный участник дорожного движения. А наличие прав, как известно, порождает и обязанности, за невыполнение которых могут наказать. В отношении велосипедистов, как правило, применяют вторую часть статьи 12.29 КоАП РФ, штрафуя их на 800 рублей. Причем сюда попадает фактически любое допущенное нарушение. Если удастся доказать, что при совершении любого нарушения велосипедист был нетрезв, то его привлекут уже по третьей части той же статьи, оштрафовав на 1000 – 1500 рублей. Прав за неимением таковых, разумеется, не лишат. В то же время уже имеется практика привлечения велосипедистов к ответственности по части 1 статьи 12.24 КоАП РФ. В этой статье речь идет о нарушении ПДД, повлекшем причинение легкого вреда здоровью. Как правило, это следствие наезда разогнавшегося до приличной скорости велосипедиста на пешехода. В результате байкера могут оштрафовать на сумму от 2,5 до 5 тысяч рублей, да еще и за лечение пострадавшего, возможно, придется заплатить. Поэтому всегда надо четко осознавать, когда из способа проведения досуга педальная машина превращается в транспортное средство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: lana1501/Фотобанк ЛОРИ; Tycson1, olgavolodina/Fotolia.com; Алексей Андронов/URA.RU/ТАСС


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автоюристы больше не нужны? Автоюристы больше не нужны?

При спорах по ОСАГО автомобилистов будет защищать финансовый омбудсмен

АвтоМир
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Эффектные факты Эффектные факты

Кроссовер Jetour Dashing — бьющий на эффект

Автопилот
«Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации» «Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации»

Как выглядели семь великих морских экспедиций начала XV века

N+1
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Чертополох в золоте: как заработать на украшениях из листьев и растений Чертополох в золоте: как заработать на украшениях из листьев и растений

Как не просто сохранить, но и масштабировать хендмейд бизнес

Inc.
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Исследование: как пустынная пыль влияет на образование облаков и климат Исследование: как пустынная пыль влияет на образование облаков и климат

Как пустыни влияют на формирование облаков?

ТехИнсайдер
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Панические атаки Панические атаки

Что такое паническая атака и как с ней справиться?

Здоровье
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Мужское здоровье глазами врача Мужское здоровье глазами врача

Почему мужчины реже проходят профилактические обследования?

Здоровье
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС

Как добавить организацию в Яндекс Карты и 2ГИС?

Inc.
Москва — Дагестан Москва — Дагестан

У дагестанцев есть уникальное умение — перенимать новое и сохранять самость

Seasons of life
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью» Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью»

Актер и певец Сергей Лазарев – о своих правилах воспитания детей

Здоровье
День мира День мира

Наш проект «День мира» родился из истории, начавшейся почти сто лет назад

Seasons of life
Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса

Нетворкинг: что это такое и какую пользу он приносит развитию бизнеса?

Inc.
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Круговорот данных в промышленности Круговорот данных в промышленности

Зачем создавать промышленное «озеро данных» для ИИ?

Ведомости
«Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов «Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов

Зачем девелоперам личные блоги и wellness-мероприятия?

Inc.
Открыть в приложении