НДС поднимут до 20%. Чего ждать водителям?
Готовь сани летом, а телегу зимой: для автомобилистов эта пословица звучит как нельзя кстати в связи с повышением НДС с 1 января 2019 года. Готовиться действительно есть к чему
Увеличение налога на добавленную стоимость (НДС) в России обсуждали уже давно. Еще в марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил ввести повышенную ставку НДС до 22% с одновременной компенсацией страховых взносов. Прошло больше года, в течение которого сразу в двух правительствах разгорались достаточно жесткие дискуссии. В итоге в июле 2018 года победил вариант закона о повышении НДС до 20% с 1 января 2019 года. Именно этот документ 3 августа 2018 года подписал президент РФ Владимир Путин.
О плюсах увеличения НДС власти уже рассказали публике многое. По оценке профильных ведомств изменение структуры сбора налогов должно дать бюджету дополнительные 600 млрд рублей в год, которые пойдут на исполнение поручений, данных Владимиром Путиным в майском указе. А что насчет минусов? Увы, их немало. В первую очередь – это рост цен на основные товары и услуги, в том числе и на все те, которыми пользуются водители. Мы решили перечислить основные сложности, которые ждут автомобилистов с повышением НДС.
Велика ли разница в 2 процента?
Если вы возьмете любой чек, то увидите, что НДС там выделен в отдельную строку, которая позволяет понять, какую долю в цене составляет этот налог. НДС на уровне 20% будет означать, что 1/5 от общей суммы чека составит отчисление в пользу государства. Много это или мало?
Разберем на конкретном примере. Предположим, стоимость запчасти с учетом всевозможных расходов составляет 2500 рублей. По нынешним правилам эта деталь будет предлагаться покупателям по цене 2950 рублей, 450 рублей из которых составит НДС. Предположим, НДС увеличили до 20%. На первый взгляд, разница невелика: деталь будет стоить 3000 рублей вместо 2950. Но на самом деле подорожание окажется куда бóльшим, ведь увеличение НДС скажется на всей цепочке поставок того или иного товара – то есть и на затратах на производство, логистику. И автомобильные товары – например, запчасти и аксессуары – здесь не исключение.
Также повышение НДС затронет и автосервисы. Во-первых, при обслуживании машины применяются все те же запчасти и расходники, которые, как мы уже выяснили выше, подорожают. Во-вторых, дилерам и автомастерским придется как-то компенсировать выросшие расходы, поэтому они наверняка переложат их на клиентов. Правда, возможен и другой вариант, когда автосервисы просто перейдут на работу «по-чёрному» и будут обслуживать клиентов за наличные, не выбивая чеков.
Впрочем, если этот вариант и начнет пользоваться популярностью, то в первую очередь в небольших мастерских. А вот официальные дилеры, дорожащие своей репутацией, предпочтут просто повысить расценки на обслуживание.
Бензин тоже подорожает
Одно из самых интересных последствий грядущего повышения НДС – это рост цен на бензин. Не всегда водитель задумывается, что НДС формирует цену топлива точно так же, как и стоимость добычи нефти, акцизы, пошлины и так далее. Причем налоговая составляющая здесь играет ключевую роль. Помните, как в начале лета 2018 года цены на топливо начали разгоняться и властям даже пришлось отменить запланированное повышение акцизов?
Теперь власти снова выступают с обнадеживающими заявлениями. По словам замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, повышение НДС не приведет к дестабилизации на рынке. «Мы ситуацию контролируем, – заявил Голомолзин. – И плюс мы говорим, что развитие рыночных инструментов, таких как биржевые инструменты, позволяет не только определять индикаторы рыночных цен, но еще и управлять рисками, то есть хеджировать риски, в том числе риски колебания цен. Это как раз тот инструмент, который нам позволяет институционально обеспечивать устойчивую ситуацию на рынке», – добавил он.
Звучит очень серьезно, но вот эксперты отрасли уверены, что бензин будет дорожать. «Между ценой на бензин и НДС есть прямая корреляция. По идее, цена на бензин должна подняться ровно настолько же, насколько увеличили НДС, то есть на 2%», – пояснил «АвтоМиру» профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, исполнительный директор нефтегазовой компании NewTech Services Валерий Бессель. Он также отметил, что налоги в стоимости бензина в России – «одни из самых высоких в мире и составляют до 60%». По мнению эксперта, рост цен на бензин будет связан не только с повышением НДС, но и с другими факторами. «Наша отрасль требует колоссальных инвестиций, особенно на современном этапе своего развития. Мы вводим новые регионы с неразвитой, необустроенной инфраструктурой, у нас идет снижение эффективности отрасли: если 10 лет назад на каждый пробуренный метр мы добывали до 100 тонн нефтяного эквивалента, то сейчас уже 40 тонн. Это – явление выработанности ресурсов», – поясняет Бессель, добавляя, что «за все это кому-то придется платить».
«Практически все наши нефтяные компании – вертикально интегрированные, НДС там «находится внутри». Все зависит от длины цепочки поставок топлива. Если она длинная, то по 2% будут накидывать на каждой звене цепочки. В этом случае подорожание бензина будет больше чем на 2%, – соглашается финансовый аналитик, ведущий радиостанции Business FM Владимир Левченко. – Я думаю, что наши нефтяные компании будут стараться уменьшить количество этих цепочек и от этого будет зависеть, насколько реально вырастет цена на бензин», – добавляет он.
Получается, что подорожание топлива в 2019 году ждет россиян почти гарантированно. Весь вопрос лишь в том, на сколько вырастут цены. Официальная инфляция в бюджете РФ на 2018 год составляет 2,8%, прибавьте к ним 2% от поднятия НДС и выяснится, что цена литра бензина АИ-95 в начале 2019 года будет не менее 47 рублей. И это достаточно оптимистичный прогноз, который не учитывает возможных кризисов и потрясений. По более реалистичным оценкам цена бензина АИ-95 уже к новому году может перевалить за отметку в 50 рублей за литр.
Еще и госпошлины?
Не столь очевидный эффект повышения НДС – возможный рост государственных пошлин, например, за выдачу регистрационных документов и прием экзаменов на получение водительских прав. Сразу подчеркнем: пока что власти не анонсировали подобные планы, а буквально недавно пошлина за регистрацию ТС была увеличена с 800 до 1500 рублей, а за выдачу водительских прав – с 2000 до 3000 рублей. Но ведь каждый раз во время увеличения этих платежей власти утверждают, что они связаны с «подорожавшими бланками» и выросшими расходами.
И тут уж не так трудно догадаться, что повышение НДС на 2% приведет к увеличению стоимости тех же бланков. А это означает, что пошлины могут вновь вырасти из-за подорожания типографской продукции.
В общем, как ни крути, для автомобилистов повышение НДС обернется подорожанием практически всех товаров и услуг, которыми они пользуются. Это в свою очередь может привести к более печальным последствиям – вроде роста инфляции. Ведь на чем развозят товары по городам, те же продукты по магазинам? На машинах, за эксплуатацию которых с 2019 года придется платить гарантированно больше, чем сейчас.
Насколько в России доступен бензин?
Согласно ежегодному рейтингу, составленному агентством Bloomberg, Россия входит в десятку стран с самым дешевым бензином в мире. В нашей стране литр бензина АИ-95 в среднем обойдется в 45,4 рубля. Дешевле чем у нас литр бензина стоит только в ОАЭ (42,7 руб.), Саудовской Аравии (34,2 руб.), Египте (27,3 руб.), Нигерии (26,1 руб.), Кувейте (21,8 руб.), Иране (17,8 руб.) и Венесуэле (0,2 руб.). Все это – нефтедобывающие страны, а, например, в Венесуэле на приобретение бензина еще и действуют госдотации, из-за которых дефицит топлива – совсем не редкость. То есть по мировым меркам автомобильное топливо в России – далеко не самое дорогое. Например, в Гонконге, который стал лидером рейтинга, литр бензина АИ-95 в пересчете на наши деньги стоит 132,2 рубля! Однако не спешите радоваться. Дело в том, что помимо цены бензина не менее важный фактор – его доступность с учетом уровня доходов. И вот тут, увы, Россия явно не лидирует. Например, средний ежедневный доход в нашей стране составляет 1862 рубля. Чтобы купить один литр топлива россиянину нужно потратить примерно 2,4% от своего дневного заработка. Вряд ли этот показатель улучшится после повышения НДС до 20%. Пока же в плане доступности бензина мы схожи с итальянцами, которые в день в пересчете зарабатывают в среднем 5824 рубля и на приобретение одного литра топлива, стоящего 120,5 рубля, тратят 2,1% своего ежедневного заработка. А вот в Гонконге бензин доступнее, несмотря на самую высокую стоимость. На приобретение одного литра топлива житель этого города тратит примерно 1,6% от ежедневного дохода. Ну, а в лидерах рейтинга по доступности топлива – США, Канада и страны Персидского залива. Например, в Кувейте на покупку литра бензина требуется 0,4% от ежедневного заработка, в США – 0,5%, в Кувейте – 0,6%, а в Саудовской Аравии и Канаде – 0,9%.
Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru; Dmitry Vereshchagin, Andrii Klemenchenko/Fotolia.com; Дмитрий Неумоин/Фотобанк ЛОРИ; Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl