Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией

АвтоМирАвто

Народное средство

Неказистый конек-горбунок, две лошадиные силы. Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией и не подозревали, что потомки причислят машину к сокровищам нации

Текст Александр Катаев
Фото Citroёn

Легенда фирмы гласит, что летним днем 1935 года директор Пьер Жюль Буланже рулил меж деревень и увяз в заторе из тихоходных повозок. Смешались в кучу кони, люди...Тут шеф якобы задумался о всенародной автомобилизации и заказал массовый опрос населения. Выяснилось, что многие из простых слоев – фермеры, мастеровые, торговцы – готовы купить машину, будь она недорогой, несложной и надежной. Так родился проект Toute Petite Voiture (TPV), или Очень Маленького Автомобиля.

Один из прототипов-циклопов (1937 г.). Очень дешево и сердито. Двух фар закон еще не требовал. Пуск ручным стартером. Двери на центральных рояльных петлях открывались одна к другой, так долго было и в серии. Сиденья а-ля гамаки, полотна спинок висели на привязи

Де шво, дешево

Черты модели шеф обрисовал так: малолитражка для перевозки четырех человек и 50 кг картошки, скорость до 60 км/ч, расход 3 л/100 км, а подвеска такая, чтобы ехать по пахоте с корзиной невредимых яиц. Главным по TPV стал Андре Лефевр, а стилистом – Фламинио Бертони, оба ранее создали прорывной Traction Avant. Построили более 200 прототипов, экспериментируя с одно- и двухцилиндровыми моторами, а также схемами ходовой, нещадно избавляясь от всего «лишнего», что влияло на массу и цену. Осенью 1939-го результат хотели показать публике. И тут началась война. Завод подвергся бомбежке, уцелевшие прототипы разобрали и спрятали.

Серийный вариант Франция увидела в 1948 году на автосалоне в Париже. Пресса истыкала новинку перьями, обзывая жестянкой для четырех сардин. Президент страны Жюль Венсан Ориоль, осмотрев чудо-мобиль на стенде, говорят, попросил себя ущипнуть. Публика смеялась и показывала пальцами, но... Через год за «жестянкой» уже вытянулась очередь, которая продолжала удлиняться.

Citroёn 2CV полностью отвечал идее Буланже, был прост и понятен, функционален и дешев. Он вышел симпатичнее прототипов, имел уже две фары и два дворника, каркасные сиденья вместо ранних с подвесными спинками. Появился электростартер. Если у TPV гидравлика приводила тормоза лишь на передней ведущей оси, то здесь работала на все барабаны. Инженерной удачей стала длинноходная всепрощающая подвеска. Оппозитный 2-цилиндровый «воздушник» объемом 375 см3 выдавал 9 л.с. при 3200 об/мин, а название «Де шво» указывало, что налогом облагаются только две силы. Моторчик сопрягли с 4-ступенчатой МКП. Насчет комфорта реклама сообщала, что у 2CV есть отопитель для зимы, а летом кузов проветривается.

С начала 60-х стали предлагать опциональный радиоприемник, что интересно – съемный, который можно уносить с собой. По умолчанию интерьер всегда был проще простого. На фото шикарное по меркам 2CV исполнение поздней версии Hermes
Легок на подъем Кузов TPV был из алюминия, а серийный стал стальным. Но 2CV сохранил мягкую крышу и потяжелел лишь до 500 кг с небольшим. Как и задумывалось, он развивал 50-60 км/ч, расходуя минимум бензина

Развитие событий

Спрос увеличивался так быстро, что не поспевало производство. Клиенты терпеливо ждали свои «Де шво» по нескольку лет. Серьезных претензий к модели не было, но изредка ее все же улучшали. Мотор прибавил в объеме до 425 см3 (вначале был 12-сильным, но затем мощность росла), более поздняя топ-версия вышла уже с 29-сильным двигателем, который позволял развить аж 115 км/ч. Передние двери в 1964 году сделали открывающимися по ходу. Со временем появились указатель топлива вместо щупа, иные приборы и руль, раздельные кресла, радио, пластик отделки, гидравлические амортизаторы и дисковые тормоза. И никаких принципиальных влияний на концепцию «Четверо в дешевой жестянке, не считая картошки».

Автомобиль послужил основой нескольких интересных производных. Например, в 1958 году вышла полноприводная двухмоторная (!) версия Sahara. По мотору на ось, причем и заводились они порознь. Спустя десять лет представили знаменитый Mehari выходного дня с пластиковым кузовом-ящичком под символическим тентом, моноприводный, потом и 4х4. А вот преемника у модели не случилось. Citroёn 2CV до конца долгой серийной жизни оставался уникумом, знаковым для всей автомобильной истории, как и мечтал когда-то его создатель.

Сборка модели шла до 1990 года, и не только во Франции, а итоговый тираж, по данным фирмы, составил 5 млн экземпляров. Особая двухцветная версия Charleston – пример машины начала 80-х

Образы и подобия

За сорок два года жизни Citroёn 2CV успел выступить в разных воплощениях, среди которых версии для гонок и даже для армии. Было и много ролей в кинематографе. Например, участие автомобиля в бондиане «Только для твоих глаз», где ярко-желтый 2CV помогал агенту 007 со спутницей уйти от погони, кубарем падая с уклонов.

1982 г.

Серия из 500 машин после фильма о Джеймсе Бонде. По кузову наклеены пулевые отметины.

1951-1977 гг.

Фургон брал на борт 250 кг. У грузопассажирского был кузов с окнами и съемным сиденьем.

1967-1983 гг

Хэтчбек Dyane создали на основе 2CV в пику Renault 4. Выпущено около 1,4 млн экземпляров.

1960-1968 гг.

Дорогая и малотиражная Sahara 4х4. Запаску на капот вытеснил второй мотор сзади.

1968-1988 гг.

Пластиковый Mehari 4х2 или 4х4.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Статья расхода Статья расхода

Подборка машин с самыми низкими показателями паспортного расхода

АвтоМир
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Куда катится мир Куда катится мир

На каких машинах мы ездим, почему выбираем именно их и куда нас это заведет

Men Today
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать?

Лиза
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Курс на весну Курс на весну

8 свежих идей для сезонного украшения дома

Добрые советы
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

Ведомости
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Открыть в приложении