Появятся ли в обозримом будущем на общественных дорогах беспилотные автомобили?

АвтоМирАвто

Техника

Глаз да глаз

Появятся ли в обозримом будущем на общественных дорогах беспилотные автомобили? Специалисты отвечают на этот вопрос по-разному, но над соответствующими технологиями и системами работают практически все фирмы. Основательно углубилась в эту наукоемкую нишу и компания Subaru, причем своим уникальным образом

Выезжая с дублера на основную трассу, водитель бросает взгляд налево и, убедившись в отсутствии приближающегося транспорта, жмет на газ. Но человек в машине спереди в последнюю секунду засомневался и резко ударил по тормозам… Громкий хлопок, на асфальт сыплются осколки дорогого стекла и пластика. Сколько таких «попутных» аварий происходит ежедневно? В одной лишь столице – десятки. Да, как правило, последствия подобных контактов не приводят к угрожающим жизни травмам, так – ссадины, ушибы, нервотрепка. Скорости-то не очень большие. Но случаются ситуации, последствия которых гораздо серьезнее. Наезд на внезапно выбежавшего на дорогу ребенка или опрометчиво выехавшего на «зебру» велосипедиста – даже большой стаж не всегда помогает увернуться от столь внезапного «подарка» или затормозить.

Поэтому все большее распространение страхующих водителя систем, помогающих, пусть даже путем непосредственного вмешательства в процесс управления, предотвратить аварию или снизить тяжесть ее последствий, можно только приветствовать. Жаль, что далеко не все наши соотечественники охотно соглашаются с этим утверждением, продолжая застегивать ремень безопасности, протянув его за спинкой кресла. Но в тех странах, где человеческую жизнь действительно считают наивысшей ценностью, люди предпочитают не сопротивляться тому новому, что делает их передвижение в автомобиле более комфортным и безопасным. Тем более, что это новое реально работает. Специалисты японского института исследования дорожно-транспортных происшествий и анализа данных выяснили на примере выпущенных в период с 2010 по 2014 год 10 000 автомобилей Subaru, что количество несчастных случаев с участием моделей, оснащенных системой EyeSight, оказалось на 61% меньше, чем без таковой. Разница, как не трудно заметить, огромная.

Под ветровым стеклом три оптических датчика. Но лишь два крайних принадлежат системе EyeSight. Средний измеряет уровень освещенности, чтобы в автоматическом режиме переключать ближний и дальний свет фар
Кнопки функций мониторинга линий разметки и антиаварийного экстренного торможения находятся на потолке рядом с блоком освещения салона

Очная ставка

Приведенные выше цифры касаются местного японского рынка, где система дебютировала на модели Legacy Lancaster еще в 1999 году. Называлась она тогда Active Driving Assist (ADA) и могла лишь предупреждать водителя об опасном приближении к пешеходам и транспортным средствам с помощью звуковых и световых сигналов. Не густо. Но кто в ту пору предлагал покупателям что-то более дееспособное? Никто. Так что инженеров Subaru можно смело считать пионерами в этой области. Мало того, использованная тогда оптическая технология распознавания объектов и расчета расстояния до них с помощью стереокамеры является ключевой до сих пор. Впрочем, могло быть и иначе…

Центральный монитор показывает, что все системы наблюдения приведены в боевую готовность. Обзор еще не 360 градусов, но почти
Запеленговав препятствие при движении задним ходом, система способна полностью остановить автомобиль на скорости до 14 км/ч

В восьмидесятые годы прошлого века инженеры Subaru успешно применяли специальные видеокамеры для лабораторных исследований процессов сгорания топлива в двигателе, даже не помышляя, что их опыт может когда-нибудь пригодиться при создании систем активной безопасности автомобиля. В то же самое время другая команда работала над ассистентами экстренного торможения на основе лазерных датчиков. Предложение руководства попробовать на роль детекторов стереокамеры эти ребята восприняли весьма скептически, ибо были полностью уверены в их низкой эффективности. Однако серия тестов наглядно продемонстрировала, что оптические датчики пусть и дороже, но быстрее распознают объекты, к тому же смотрят гораздо шире лазерных сенсоров, что очень актуально при смене траектории движения. Казалось бы, все вопросы были сняты. Но когда речь зашла о внедрении системы EyeSight второго поколения, маркетологи оказались против этой перспективы из-за относительной дороговизны опции. Сомневался на этот счет и руководитель отдела продаж японского рынка Яцуки Ешинага, но после нескольких пробных поездок остался в полном восторге. После чего доработанная система пошла в серию и была тепло встречена покупателями.

При опасном cближении EyeSight сначала подает звуковой и визуальный сигналы, потом «прихватывает» тормоза, и если водитель не предпринял никаких действий, приложит все усилия, чтобы остановить машину
Прицел на машине спереди означает, что активный круиз-контроль держит ситуацию под контролем. Если стереокамера обнаружит, что автомобиль часто меняет траекторию движения в пределах полосы, система предложит водителю остановиться и отдохнуть, расценив его действия как усталость

От простого к сложному

В 2013 году в Европе была представлена система EyeSight третьего поколения. И нынешней весной прибыла к нам вместе с кроссовером Subaru XV. Устройство и принцип ее действия не изменились – фиксация объектов происходит посредством двух установленных параллельно видеокамер. Накладывая одно изображение на другое, встроенный процессор вычисляет расстояние до препятствия и дает команду исполнительным механизмам. Теперь это не только звуковые и визуальные предупредительные сигналы. Определив опасное сближение с другим автомобилем, велосипедистом или пешеходом, система активирует тормоза и может полностью остановить машину на скорости до 50 км/ч. В ее силах «придушить» и тягу мотора, если в непосредственной близости со стенкой или чужим бампером водитель опрометчиво нажал на газ. Кроме того, выдерживая заданную дистанцию, EyeSight 3 обеспечивает комфортную работу активного круиз-контроля и чутко следит за разметкой, готовясь при произвольном пересечении ограничительных линий, самостоятельно вернуть машину в полосу. И это лишь несколько ключевых ее функций. Остальные, чтобы не перегружать монотонным перечислением всех достоинств системы, мы предпочли указать в подписях к иллюстрациям.

Если машина спереди тронулась, отъехала на три метра, а водитель Subaru продолжает стоять на месте, он получит вот такую напоминалку. Отличная функция для тех, кто рулит, уткнувшись носом в мобильник
Разные загрязнения на стекле снижают эффективность работы видеокамер. Поэтому для очистки обзора японцы сделали специальный омыватель на левом «дворнике»
Диапазон задаваемой скорости активного круиз-контроля: 30–180 км/ч. Водитель также может регулировать комфортную дистанцию до следующей впереди машины

Кстати, в новом комплексе EyeSight нашлась работенка и для ультразвуковых датчиков. На них возложена обязанность мониторинга пространства за кормой автомобиля для контроля «мертвых зон» и предотвращения столкновений при движении задним ходом. В планах компании Subaru создание системы кругового мониторинга – 360-degree safety. Ее появление станет важным компонентом беспилотного автомобиля. Хотя уже сегодня в режиме активного круиз-контроля кроссовер Subaru XV способен ехать без помощи водителя. Но только десять секунд. Наверняка мог бы и больше, но законы не позволяют.

В одной лишь Японии к концу 2013 года было продано 150 000 автомобилей Subaru c cистемой EyeSight

Текст: Андрей Титов
Фото: Иван Баринов, Subaru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Полиция хочет тихо обеспечить себе возможность ловить больше нетрезвых водителей

АвтоМир
Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана

Список из самых распространенных атак телефонных мошенников

Maxim
Он вам не тягач Он вам не тягач

Непростая судьба премиум-пикапов, которые понравились только коллекционерам

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Книги об истории обуви, искусстве и первом кризисе Русской церкви

Дилетант
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Доставка опережает Доставка опережает

Из-за чего этот труд курьеров перестает быть высокооплачиваемым

Ведомости
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Одежда и надежды Одежда и надежды

Красивые книги о моде

Weekend
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей

Социальное поведение ложныех вампиров оказалось неожиданно сложным

N+1
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
Благородная роскошь Благородная роскошь

Московский интерьер на стыке классики и современности с ощущением роскоши

SALON-Interior
Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы

Несколько рабочих способов вернуть вещам чистый вид после пятен санскрина

ТехИнсайдер
К успеху шел К успеху шел

10 лиц художника Ильи Машкова

Weekend
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Микробиологи разобрались в ферментации элитных какао-бобов Микробиологи разобрались в ферментации элитных какао-бобов

Исследователи описали состав микроорганизмов, участвующих в ферментации какао

N+1
Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки

Ученые обнаружили, что песни леопардовых тюленей похожи на детские стишки

ТехИнсайдер
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Несовершеннолетние инвестиции Несовершеннолетние инвестиции

Брокеры фиксируют спрос на открытие счетов подросткам, но сегмент нишевый

Ведомости
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога

Что делать при солнечном ожоге, чтобы ускорить заживление кожи и облегчить зуд

ТехИнсайдер
Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения? Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения?

Кого и зачем сыграл Дэвид Духовны в «Californication»

Weekend
Продукты полезные для здоровья мозга Продукты полезные для здоровья мозга

Уверены, вы знаете пару продуктов полезных для мозга. Проверим?

ТехИнсайдер
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Что такое DDoS-атака и как она работает Что такое DDoS-атака и как она работает

Объясняем, что такое DDoS и как оно работает

ТехИнсайдер
Быстрее, выше, сильнее: как спорт становится одержимостью и действительно ли фитнес-культура мешает нам полноценно жить Быстрее, выше, сильнее: как спорт становится одержимостью и действительно ли фитнес-культура мешает нам полноценно жить

Как часто мы злоупотребляем спортом и злоупотребляем ли вообще

Правила жизни
Открыть в приложении