Ford и другие: какие еще марки ушли из России и зачем вернулись
В связи с уходом «форда» вспоминаем, какие автомобильные бренды покинули российский рынок навсегда, какие несколько раз возвращались, а какие — на грани исчезновения сейчас
Cегодня новость про уход с российского рынка марки Ford (оставшиеся коммерческие микроавтобусы и фургоны не в счет) кажется нам шоком. Неужели на наших улицах больше не будут появляться новые «Фокусы», «Куги», «Экоспорты», «Фиесты» и «Эксплореры»? Неужели мы будем разглядывать премьеры международных автосалонов, ревниво вздыхая на новинки от Ford? Да. Но очень скоро о марке Ford будут вспоминать только владельцы. Ведь так уже произошло с десятком других брендов, покинувших РФ, а среди них были и любимые россиянами. Предлагаем поддаться ностальгии.
Hummer
Hummer не просто исчез из России – американская марка была упразднена еще девять лет назад, в мае 2010 года, когда прекратили производство самой компактной модели H3. Самый большой внедорожник под индексом Н1 закончили выпускать еще в 2006 году, а Н2 – в 2009. В сытные для российского автопрома годы Hummer H2 и H3 производили на калининградском «Автоторе». Сколько было стенаний о том, что алчные маркетологи и топ-менеджеры лишают народ оригинальных автомобилей с брутальным дизайном и армейским происхождением! Но покупать «Хаммеры» готовы были немногие, и стоящий на грани разорения концерн General Motors решил не поддерживать бренд на плаву. Тем более что экологические требования в США и Европе не оставляли прожорливой машине шансов. Если что, Hummer H1 и H3 продолжают собирать в Китае как DongFeng Warrior.
SAAB
Еще один банкрот с красивой историей и классными автомобилями. Шведская марка в начале 2000-х годов переходила из рук в рук, пока не осела в 2012 году под крылом шведско-японско-китайского консорциума National Electric Vehicle Sweden. После попыток наладить мелкосерийное производство марка Saab исчезла окончательно вместе с потрясающими в плане аэродинамики кузовами, оформлением салонов а-ля кабина пилота и продвинутыми для своего времени турбомоторами.
Dodge
Dodge – одна из старейших американских марок: датой ее основания признан 1900 год. До сих пор ее автомобили отличаются узнаваемым рубленым дизайном, который нравился и российским автолюбителям. Увы, интерес к машинам Dodge всегда был очень избирательный – продажи этого бренда в РФ никогда не были значительными. В августе 2014 года, после восьми лет присутствия на российском рынке, Dodge покинул страну.
Great Wall
Уход с российского рынка китайского бренда «Великая стена», появившегося у нас в 2004 году, – самый тихий. Фактически громких объявлений о сворачивании продаж в России не было, но при этом марка отсутствует в общей статистике авторынка. По сути продажи китайских внедорожников были свернуты еще в 2017 году. Но при этом компания построила в Тульской области завод… Дело в том, что в России Great Wall решил продвигать более дорогую и качественную марку Haval, которую старается позиционировать отдельно от головного бренда, минимизируя их ассоциации друг с другом. В ожидании запуска местного производства в апреле-мае «Хавейлы» потихоньку расходятся по россиянам.
Acura
Казалось бы, у премиального бренда компании Honda в России были все шансы на успех. Во-первых, многие россияне предпочитают «японское качество под премиальным соусом». Во-вторых, Acura, основанная аж в 1986 году, занимает прочные позиции в США. Возможно, для выхода на наш рынок в 2013 году просто выбрали неудачное время – экономика падала. Уже в 2016 году марка покинула РФ.
Alfa Romeo
Яркий и эмоциональный итальянский бренд пытался закрепиться в России два раза. Первая попытка была предпринята в 2000 году. Легендарная модель 156 смогла сформировать в России круг ярых фанатов, однако он оказался слишком узким в сравнении с поклонниками немецкого премиума. Дальнейшее расширение модельного ряда ситуацию не изменило – в 2008 продажи были свернуты. Следующую атаку итальянцы совершили в 2014 году с внушительным портфолио, но бренд так и остался нишевым. Через пару лет Alfa Romeo прекратила продавать машины в России официально.
Seat
Концерн Volkswagen AG, в который входит испанский бренд Seat, оказался гораздо настойчивее итальянцев. Марка пыталась закрепиться в России четыре раза: в 1996, 2003, 2006 и 2012 годах. Но, несмотря на популярность «Сеатов» в Европе, россиян они покорить не смогли. В том числе, как отмечали аналитики, за счет слабого маркетингового продвижения на фоне «доступной Skoda» и «эталонного Volkswagen». Добили Seat, не имеющий российской локализации, экономический кризис и падение рубля. Провожая Seat в 2014 году, российские дилеры говорили, что это временная мера. Однако до сих пор о возвращении марки в Россию речи не идет.
Opel
А вот Opel, который провожали в 2015 году со слезами на глазах, готовится к возвращению. Теперь – под крылом концерна PSA Peugeot Citroen. Немецкий бренд покинул наш рынок из-за резких мер, предпринятых американским концерном General Motors, которому он тогда принадлежал. В 2015 году GM замораживал свои местные заводы, утверждая, что даже потерянные инвестиции ничто в сравнении с проблемами, которые создает экономический кризис в РФ. За последние четыре года россияне отстали от развития модельного ряда Opel. Что ж, можем порадовать: марка вернется в Россию с новенькими кроссоверами: переднеприводными Crossland X и Grandland X. Затем в возрожденных автосалонах появятся минивэны Zafira Life и Vivaro. Производство некоторых моделей будет локализовано в Калуге на заводе PSA.
Daewoo
Еще одна марка, пострадавшая от решения General Motors, – некогда корейская Daewoo. Она официально покинула нашу страну в 2015 году вместе с большей частью моделей GM, однако фактически была переименована в Ravon. Модельный ряд, выпускаемый в Узбекистане, включает субкомпакт Ravon R2, седан Ravon Nexia, седан Ravon R4 и седан Ravon Gentra. В 2010-е марка Daewoo чувствовала себя на российском рынке неплохо, однако наследный Ravon плетется в самом конце рейтинга продаж.
То ли есть, то ли нет
Chevrolet
GM в кризисном 2015 году принял довольно нестандартное решение, оставив на российском рынке только дорогостоящие модели Chevrolet: спорткары Camaro и Corvette (последний представлен аж в трех версиях) и большие внедорожники, сейчас это Tahoe и Traverse. Рекорды продаж эти модели, разумеется не бьют. Полноприводный кроссовер Chevrolet Niva продается, но он представлен отдельно от американского модельного ряда.
Chrysler
Chrysler в России тоже представлен практически номинально. Под американской маркой можно купить только одну модель – минивэн Pacifica. Несмотря на кучу преимуществ, у автомобиля нет шанса из-за высоченной цены. Неудивительно, что Chrysler по результатам прошлого года стал самой непопулярной маркой в РФ.
Honda
Honda в России вроде есть, но на самом деле ее почти нет. Японская марка, которая раньше наводняла наши парковки «Сивиками», «Аккордами» и даже «Кросстурами», сейчас продает только два кроссовера – CR-V и Pilot, который недавно обновился.
Фото: Great Wall; Chevrolet; Honda; Владимир Артев; Леонид Воробьев; Вячеслав Крылов
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl