Ford Model T празднует 110-летие

АвтоМирАвто

Черное золото

В сентябре самый известный в мире автомобиль, эпохальный Ford Model T, празднует 110-летие, а его потомок-бестселлер Focus тем временем разменял третий десяток

Текст Александр Катаев
Фото: Ford

Небо не всегда бывает синим, трава зеленой, а песок желтым. Вот и не все Ford T были черными. Изобретатель автомобильного конвейера Генри Форд не увлекался черной магией, не страдал дальтонизмом и перед запуском легендарной модели пробовал разные краски. Черная сохла быстрее других, это ускоряло поточное производство и стало главным аргументом в пользу вороного колера. Но через пару-тройку лет после дебюта модель обрела и другие цвета.

Первый экземпляр Ford T вышел 24 сентября 1908 года на заводе в Детройте. Последний сделали 25 мая 1927 года, и даже странно, что не покрасили в золотой – как символ принесенной прибыли.

Сам Генри Форд, которому на момент дебюта Model T было 45 лет, не считал зазорным ездить на своем ультрабюджетном

Т-образный

Первый многотиражный автомобиль по Форду задумывался неким оптимумом. Упрощенный для сборки, долговечный и ремонтопригодный, легкий – массой всего 880 кг, достаточно мощный, быстрый – с максимальной скоростью 72 км/ч и комфортный.

Нехитрая основа модели: два швеллера соединены выгнутыми поперечинами, к последним крепились поперечные же рессоры. Клиренс составлял внушительные 250 мм: в начале прошлого века в Америке насчитывалось уже два миллиона миль дорог, но лишь 7% из них ухоженных. На раме стоял кузов с деревянным каркасом, обшитый металлом, – закрытый или открытый.

Простота конструкции не означала ее примитивность. Тормоза, например, стояли только на задней оси. Зато 2,9-литровый 4-цилиндровый 22-сильный двигатель с увеличенной степенью сжатия впервые имел не составной блок, а цельнолитой с отдельной съемной головкой. Система смазки с разбрызгиванием и охлаждение без насоса применялись и на более дорогих моделях. Двухступенчатая планетарная коробка переключалась прогрессивно – педалями и рычагом. Кстати, органы управления своим детищем Форд организовал без оглядки на конкурентов, с расчетом на удобство и в угоду все той же технологии массового производства. Поначалу водить Model T считалось особым умением. Дроссель регулировался рычажком. Рычаг передач служил одновременно для блокировки ручного тормоза, педалью сцепления приходилось ловить «нейтраль», а соседняя включала задний ход. Электрический стартер появился лишь спустя десятилетие от начала производства. Первые владельцы обходились рукояткой «кривого».

Мили миллионов

Дебют Model T состоялся на автосалоне в Нью-Йорке и вызвал огромный интерес публики. Сказывалась скромная автомобилизация страны – одна машина на 800 человек. А новый Ford оказался доступным! Совет директоров компании предполагал, что машина должна стоить в рамках $2500–5000, но Форд не без труда отвоевал ценники $850 за базовый вариант и $825 за открытый. А в 1911 году, когда фирма предлагала уже шесть модификаций, стартовую цену еще и снизили до $590 за двухместную открытую версию Torpedo.

Оглушительный успех! За первый год производства продали сразу 10 067 экземпляров. С появлением T распространились такси и фуд-траки. Вдобавок машины использовали как кемперы, тракторы, локомотивы и стационарные силовые установки. На повсеместном бездорожье Ford T творил чудеса проходимости. И действительно оказался надежным. Вот так Ford Model T поставил Америку на колеса. В год его дебюта парк насчитывал 200 тыс. автомобилей, а через пятилетку уже миллион. Модель стала и первой глобальной, завоевала другие страны – от Финляндии до Египта. Общий тираж «Жестяной Лиззи», как прозвали ее владельцы, – 15 000 000. Рекорд побил лишь Volkswagen Beetle в 70-х, но это уже другая история.

И это все о нем

Фокусы продолжаются

Ford Focus, наследника модели Escort, представили в Европе в 1998 году. Благодаря стилю New Edge он получился очень ярким, вдобавок установив новую планку уровня ходовых качеств для сегмента «С». Производство наладили в немецком Саарлуисе, позже в Америке, Мексике, Тайване. В 2002-м началась сборка и в России, где Focus целых семь лет был самым продаваемым зарубежным автомобилем. Ford Focus сделал отличную карьеру. В 1999 году тираж составил уже 100 тыс., и новичок заменил Escort на чемпионате WRC. 2002-й – появились форсированные версии SVT для Америки и ST170 для Европы.

2004-й – тираж 2 млн, дебют второго поколения. 2006-й – купе-кабриолет совместной разработки с ателье Pininfarina. 2009-й – яростная версия RS. 2010-й – тираж в 9,2 млн и очередная смена поколений. Эксперты и автовладельцы по достоинству оценили ходовые качества нового автомобиля. В прошлом году на заводе во Всеволожске выпустили 750-тысячный Focus – SW в комплектации Titanium с двигателем EcoBoost (1,5 л, 150 л.с.) и 6-ступенчатой АКП.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Skoda Fabia: в поисках мотора Skoda Fabia: в поисках мотора

Ни один хэтчбек В-класса не снискал у нас такой популярности, как Fabia

АвтоМир
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Битва при Ипсе Битва при Ипсе

Последним сражением Четвёртой войны диадохов стала битва при Ипсе

Дилетант
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях

Литературный тур по экзотическим странам: от Османской империи до вечных льдов

ТехИнсайдер
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом

Почему Яндекс Документы — выбор для бизнеса в России

Inc.
Просто, эффективно, везде Просто, эффективно, везде

Как с помощью TRX-петлей проработать мышцы ягодиц

ЖАРА Magazine
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила

КНДР: невероятно замкнутая и одновременно чарующая страна

ФедералПресс
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Открыть в приложении