Системе «Платон» 15 ноября исполнилось два года, можно подвести кое-какие итоги

АвтоМирАвто

Дороги

А что с «Платоном»?

Системе «Платон» 15 ноября исполнилось два года, а сегодня можно подвести кое-какие итоги. И далеко не все из них со знаком плюс

Число зарегистрированных в «Платоне» большегрузов приближается к миллиону. Если точнее, в системе их более 921 000. За истекшее время с грузовиков удалось собрать почти 37 млрд рублей. Во всяком случае, именно столько перечислено в Дорожный фонд после подсчета всех денег, собранных с грузоперевозчиков за езду по федеральным трассам. Как же распоряжаются этими и другими деньгами «Платона», о которых нам рассказывать не любят? Обо всем по порядку.

Если верить релизам «Росавтодора», на сегодня с помощью указанных 37 млрд рублей восстановлено более 1700 км дорог в сорока городах и регионах страны. Кроме того, продолжается ремонт и реконструкция ряда мостов. В 2017 году были открыты Борский мост в Нижнем Новгороде и Ворошиловский – в Ростове-на-Дону. Только что открыто движение по Свердловскому мосту в Пензе и Гоголевскому путепроводу в Петрозаводске. Помимо этого средства из системы «Платон» будут направлены на ремонт тех участков федеральных трасс, которые выбрали сами дальнобойщики. А именно, А-181 «Скандинавия» в Ленобласти, М-10 «Россия» в Новгородской области, М-5 «Урал» в Рязанской области, на подъездах к Перми и Ижевску от трассы М-7. Участков для ремонта намечено немало: в Краснодарском крае, в Магаданской области, в Якутии, на Дальнем Востоке. И все это, конечно нас не может не радовать.

А еще говорят, что «Платон» за два года сформировал прозрачный рынок грузоперевозок, и у государства появилась информация о количестве и составе перевозчиков. Оказалось, более 60% из них – физические лица. У налоговиков появился реестр данных о платежах грузоперевозчиков, а правоохранительным органам система помогает проводить оперативно-розыскные мероприятия и выявлять таможенные нарушения. За порядком в самом «Платоне» на трассах федерального значения сегодня следят 480 рамных конструкций стационарного контроля, работает 100 специализированных автомобилей фотофиксации. Штрафы для неплательщиков растут, но не все дальнобойщики нарушают. Многие из них на законных основаниях стараются избегать федеральных трасс за счет местных региональных дорог. И вот тут начались неприятности.

Из-за системы «Платон» большегрузы начали разрушать региональные дороги, которые оказались не рассчитаны на тяжеловесов. Причем в некоторых регионах складывается буквально патовая ситуация. Если деньги на ремонт федеральных трасс худо-бедно выделяются, то латать региональные дороги местным властям уже не на что. Взять хотя бы Зауралье. Здесь нагрузка на региональную сеть возросла в несколько раз, а денег на ремонт у региона мало, отчего чиновники вступают в конфликт с дальнобойщиками, стремясь не всегда законно препятствовать их проезду. Весной ввели ограничение для движения грузовых автомобилей с нагрузкой на ось более пяти тонн по дорогам Шадринск – Ялуторовск, Екатеринбург – Шадринск – Курган – Падерино – граница Свердловской области, Макушино – Частоозерье – Бердюжье.

В следующем году на ремонт дорог Зауралья, по самым скромным подсчетам, может не хватить около миллиарда рублей от 3,5 млрд запланированных. Причиной тому федеральный бюджет, отобравший себе часть акцизов на топливо. Если раньше от них в области оставалось 88%, то сейчас – только 61%. Область недополучит около 600 млн рублей, а еще около 400 млн составят выпадающие доходы от налогов на транспорт. Стараясь найти «выбитые» в том числе и «Платоном» деньги, местные чиновники пытаются передать свои дороги на баланс Минтрансу, но это вопрос долгий.

Похожая ситуация складывается и в других регионах. Например, вокруг Ростова-на-Дону. Здесь большегрузы уже прикончили объездную дорогу вокруг Новошахтинска, по которой дальнобойщики экономят на «Платоне». Так что одни дороги лечим, а другие калечим.

Слухи

В результате утечек информации стало известно, что ежегодно из собранных системой «Платон» денег бюджет якобы выплачивает порядка 10 млрд рублей оператору системы – компании «РТ-Инвест Транспортные системы». И эти выплаты продлятся как минимум до 2027 года.

Подмосковье будет платным

Дорога в Подмосковье от трассы М-4 «Дон» до аэропорта Домодедово обойдется в 14 млрд рублей, хотя раньше стоимость почти 7-километрового участка платной трассы с одной развязкой оценивалась в 10, а позже в 13 млрд рублей. Ее строительство планируют начать уже в следующем году. Принципиальное решение уже принято, сообщают в ГК «Автодор». Сегодня проект находится на финальной стадии проработки. Оплачивать строительство будет конгломерат инвесторов, включая сам аэропорт «Домодедово», с небольшой долей госфинансирования.

Еще один перспективный подмосковный проект, но тоже вполне себе федерального значения, – обход Балашихи и Ногинска – будет стоить сильно дороже. Здесь только работы по подготовке территории оценили в 13,5 млрд рублей. ГК «Автодор» ищет подрядчика, который сможет расчистить место под строительство первого этапа будущей скоростной трассы «Москва – Нижний Новгород – Казань». Длина первого участка магистрали от МКАДа в обход Балашихи и Ногинска составит 69,42 км. Проект минувшим летом одобрила Главгосэкспертиза.

Почему недовольны «Платоном»?

Объективных и субъективных причин недовольства системой «Платон» множество. Так, например, по данным Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» цены на многие товары в результате появления нового налога по имени «Платон» выросли на 3-10%. Некоторые производители заявили об удорожании логистики перевозок по ряду направлений. А, в частности, Danone называет цифру такого удорожания – до 100%. В итоге крупные производители и перевозчики перекладывают оплату тарифа на конечного потребителя. Частные перевозчики уходят, малый и даже средний бизнес становится убыточным. При этом власти неуклонно повышают тариф. При запуске программы в 2015 году он составлял 1,53 рубля за километр. В 2017 тариф вырос до 1,9 рубля за километр. А рост до задуманных изначально 3,06 рубля за километр – лишь вопрос времени.

Мечты о будущем

Видимо, лавры Илона Маска в США кое-кому не дают спать спокойно. Стартап Arrivo уже в 2021 году намерен построить в городе Денвер (штат Колорадо) дорогу с разрешенной скоростью 320 км/ч, которая будет способна пропускать до 20 000 автомобилей в час. Маска мы вспомнили в связи с тем, что идея Arrivo сильно смахивает на его транспортный концепт Hyperloop, но с тем отличием, что в этот раз движение специальных скоростных капсул будет осуществляться по особым полосам, проложенным вдоль существующих шоссе. В первую очередь скоростные магистрали будут рассчитаны на короткие поездки. Например, обещают проектировщики, время в пути из центра города до местного аэропорта по этой дороге сократится с часа до девяти минут. Кстати, над проектом работает бывший сотрудник компаний SpaceX и Hyperloop One. Быть может мистер Маск ему недоплачивал?

Как все запущено

В Ставрополе запущено движение транспорта по участку Безымянного проспекта, который в перспективе свяжет Западный обход с улицей 45-я Параллель. Пока в эксплуатацию ввели первую очередь 6-полосной дороги. Участок дороги обошелся в 500 млн рублей, а работы в рамках ГЧП выполняла строительная компания «ЮгСтройИнвест». Губернатор края Владимир Владимиров на открытии объекта обещал, что Безымянный проспект (когда будет достроен окончательно, ред.) разгрузит молодой Юго-Западный район города.

Текст: Константин Корндорф
Фото: Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»; «Платон»; Photoagency Interpress/Global Look Press; Портал органов государственной власти Ставропольского края; Arrivo/Colorado Department of Transportation

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Lada Vesta SW: купейный вагон Lada Vesta SW: купейный вагон

Круговорот Vesta в редакции продолжается!

АвтоМир
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Алексеевцы Алексеевцы

Русская революция пришла в образе бунта тыловых гарнизонов

Дилетант
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Лайфхак, как быстро вернуть вещь, которую вы потеряли Лайфхак, как быстро вернуть вещь, которую вы потеряли

Чек-лист для быстрых и успешных поисков потерянной вещи

Maxim
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Инвестиции для ленивых Инвестиции для ленивых

Как развиваются индексные фонды в России и мире

Деньги
Музыка волн Музыка волн

Примеры того, как гаджет перевернул музыкальную индустрию

Правила жизни
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
Биржу залили горючим Биржу залили горючим

Почему в России растут биржевые цены на нефтепродукты

Ведомости
«Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли «Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли

Знаете ли вы, что коктейли создали те, кого в 18 веке считали неудачниками?

ТехИнсайдер
Отпускная косметичка Отпускная косметичка

Как позаботиться о своей красоте в отпускной период

Лиза
Энергия искусства Энергия искусства

Полина Аскери — о роли искусства в жизни и списке желаний

Лиза
Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить

В российском теннисе выросло поколение спортсменок. За кем стоит следить?

Правила жизни
Ген-план Ген-план

Почему снижение стоимости технологии прочтения генома не привело к прорыву?

Правила жизни
Кутхины баты: удивительное место на Камчатке, в существование которого трудно поверить Кутхины баты: удивительное место на Камчатке, в существование которого трудно поверить

Один из самых потрясающих памятников природы — Кутхины баты

ТехИнсайдер
Строительство на Марсе: как грибы и цианобактерии помогут развитию колоний Строительство на Марсе: как грибы и цианобактерии помогут развитию колоний

Для строительства на Марсе не понадобятся ракеты с рабочими материалами

ТехИнсайдер
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
Физическая сим-карта или eSIM: что лучше? Физическая сим-карта или eSIM: что лучше?

Разбираемся в плюсах и минусах пластиковых сим-карт и eSIM

CHIP
Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези

Самые значимые экранизации «Алисы»: как каждая из них отражает свое время

Правила жизни
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Открыть в приложении