Почти четыре года прошло с того момента, как заработал Федеральный закон N 67-ФЗ. С 1 января 2013 года он обязал перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами на всех видах общественного транспорта

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Под защитой ОСГОП

Почти четыре года прошло с того момента, как заработал Федеральный закон N 67-ФЗ. С 1 января 2013 года он обязал перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами на всех видах общественного транспорта

Автобус, маршрутка, трамвай, самолет, поезд или паром... Какой бы вид транспорта вы сегодня не выбрали – ваши жизнь, здоровье и имущество должны быть застрахованы. Это обязательство регламентирует закон о страховании гражданской ответственности перевозчика, подписанный президентом еще 14 июня 2012 года. Тем не менее в России такой вид страхования большим спросом пока не пользуется. Как показывает практика, многие россияне до сих пор не знают о своем праве на получение страховой выплаты за травму в общественном транспорте.

– Ответственность перевозчиков перед пассажирами – это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. К сожалению, не все в России знают, что на каком бы из видов общественного транспорта вы не передвигались, вы априори обязаны быть застрахованы, – объясняет начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов. – Причем страховать и что оплачивать должны не вы. Перевозчик обязан самостоятельно застраховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами.

Кроме метро, в список исключений, на которые пока не распространяется закон об ОСГОП, попали школьные автобусы. Дело в том, что под контроль №67-ФЗ попадают только коммерческие виды пассажироперевозок. Финансово незащищенными остаются и некоторые другие категории пассажиров – сотрудники предприятий, перевозка которых осуществляется на транспорте, принадлежащем этим предприятиям, врачи и пациенты скорой помощи и т.д. От обязательного страхования гражданской ответственности также освобождены владельцы легковых такси

По данным Росстата, пассажирооборот транспорта общего пользования с января по сентябрь 2016 года составил 348,9 млрд. пассажиро-километров, из них 87,2 млрд. пришлось на автобусный транспорт. Однако именно на автодорогах и улицах аварии наиболее часты. Как сообщают в МВД России, за 9 месяцев было зафиксировано 125,6 тыс. ДТП, в которых 14,6 тыс. человек погибли, еще 159,9 тыс. человек были ранены.

По словам Валерия Карпова, в 90% случаев вред здоровью пассажиров общественного транспорта наносится в результате ДТП. Но получить травмы люди рискуют не только в авариях. Резкое торможение или неправильно закрытая дверь нередко приводят к печальным последствиям.

Приобрести обязан каждый

Полис ОСГОП должны иметь все индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются коммерческими перевозками пассажиров. При этом дальность маршрутов значения не имеет. Согласно закону об ОСГОП, именно перевозчик является страхователем и заключает договор обязательного страхования за свой счет. Чтобы проверить наличие страховки у перевозчика, есть несколько способов.

Во-первых, сделать это можно прямо из салона автобуса. Транспортная организация обязана заранее проинформировать пассажиров о том, где застрахована ее ответственность. Помимо наименования страховщика, должно быть указано место его нахождения, почтовый адрес, номер телефона, а также номер, дата заключения и срок действия договора страхования. Такие сведения обычно размещают в салонах транспортных средств, реже – на автобусных остановках или на оборотной стороне билетов. Если же перевозчик заранее об этом не позаботился, то для получения информации следует обратиться к водителю либо напрямую в транспортное предприятие.

Во-вторых, можно вбить регистрационный номер заинтересовавшей вас маршрутки или автобуса на сайте nsso.ru и тут же получить актуальную информацию.

– Если инициативные граждане обнаружат, что ответственность конкретного перевозчика не застрахована, то можно и нужно жаловаться в Национальный союз страховщиков ответственности и в Ространснадзор. Эти меры очень действенны, они дисциплинируют перевозчиков, – советует Карпов.

Как и любое другое нарушение, отсутствие полиса страхования влечет за собой санкции. Статьей 11.31 КоАП РФ определен штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. для юридических лиц. Кроме того, транспортной компании должны запретить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства.

Да и сэкономить на приобретении страховки недобросовестным перевозчикам скорее всего не удастся. В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров перевозчика обяжут компенсировать из собственного бюджета причиненный потерпевшим вред на таких же условиях, на которых это бы сделал страховщик. Не заключивший договор ОСГОП перевозчик попадает в такое же положение, что и метро. – Метрополитен имеет особый статус в законе об ОСГОП. Являясь крупным перевозчиком, метрополитен не обязан заключать договор страхования. Однако в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира при наступлении страхового случая метрополитен обязан осуществить выплаты на тех же условиях, на которых их производят страховые компании, – комментирует президент ВСС, РСА и НССО Игорь Юргенс.

Меньше бумаг – выше компенсации

Преимущества закона об ОСГОП очевидны. Новый порядок расчета страховых компенсаций за ущерб жизни и здоровью, который стали применять с 2013 года для реализации законов об ОСОПО и ОСГОП, заметно увеличил средний размер выплат. Например, сумма выплаты за жизнь пассажира выросла до 2 млн 25 тыс. руб. Возмещение за вред здоровью, в зависимости от характера и тяжести полученных травм, может доходить до 2 млн. руб. При наличии множественных повреждений выплаты суммируются.

– В настоящее время уже около десяти тысяч потерпевших получили страховое возмещение. Средний размер выплаты составляет около 200 тыс. руб., – рассказывает Игорь Юргенс. – По итогам прошлого года были осуществлены страховые выплаты в размере 768,7 миллиона рублей. Из них 31% – в части причинения вреда жизни пассажира и 69% – в качестве компенсации за причинение вреда здоровью.

Закон об ОСГОП ориентирован в первую очередь на финансовую защиту жизни и здоровья пассажиров, а потому за повреждение имущества полагаются невысокие компенсации. Их лимит составляет всего 23 тыс. руб.

Другое важное преимущество закона – минимальный пакет документов, которые необходимы для получения страховой компенсации. Пострадавшему пассажиру не придется самостоятельно оплачивать лечение и собирать чеки, чтобы затем доказывать размер причиненного ему вреда. Достаточно предоставить в страховую компанию перевозчика пассажирский билет, копию паспорта, заявление на получение возмещения в произвольной форме, медицинское заключение с указанием предполагаемой продолжительности лечения, документ о ДТП (акт перевозчика или справку из ГИБДД) и реквизиты счета для перевода денег.

– Если вред причинен здоровью, то выплату можно получить даже до окончания лечения. Сам факт причинения такого вреда уже является основанием для достаточно серьезной выплаты, – рассказывает Валерий Карпов. – Например, сотрясение мозга. Это не самая тяжелая травма, но можно получить до 100 тыс. руб. За перелом руки, также в зависимости от тяжести – до 400 тыс. руб. Первая группа инвалидности – это 2 млн. руб.

Интересно, что наличие такой страховки практически неощутимо для пользователей общественного транспорта. Ее цена заранее включена в стоимость билета.

– Тарифы на разные виды транспорта отличаются. Минимальные и максимальные значения тарифа в зависимости от вида транспорта, осуществляемых перевозок и факторов, влияющих на степень риска, устанавливает Банк России, – говорит Игорь Юргенс. – При этом стоимость страховки в составе билета составляет не более 15 коп. для рейсового городского автобуса, порядка 35 коп. для маршрутного такси, 8 коп. для троллейбуса и 2 коп. для трамвая.

И все же закон об ОСГОП не лишен недостатков. Сегодня НССО активно сотрудничает с Минтрансом, Минфином и Банком России: страховщики готовят предложения по его совершенствованию. Одна из ключевых задач – расширить действие N 67-ФЗ на некоммерческие перевозки, метрополитен и работников перевозчика.

Недостатки есть

Гришкин Максим, заместитель начальника управления андеррайтинга по страхованию ответственности СК «Согласие»

Недостатки, безусловно, есть. Во-первых, под действия закона не подпадает множество видов перевозок. Например, так называемые «школьные автобусы». Хотя ДТП с потерпевшими может случиться при такой перевозке точно так же, как и при коммерческой перевозке на городском маршруте. Граждане, которые формально не подпадают под определение «пассажир», согласно действующему законодательству, никак не защищены от последствий аварии.

Во-вторых, под действие закона не подпадают работники страхователя (например, водители, кондукторы, контроллеры), жизни и здоровью которых в случае аварии может быть причинен вред.

В-третьих, в условиях инфляции необходимо увеличивать минимальные страховые суммы, установленные N 67-ФЗ. Например, сейчас минимальная страховая выплата по риску причинения вреда имуществу пассажира составляет 23 тыс. руб. (хотя только современный смартфон, который лежит в кармане пассажира, может стоить в несколько раз больше этой суммы).

В-четвертых, есть недостаток и в части определения стоимости договора ОСГОП для отдельных групп перевозчиков, на которых законодательством возложена обязанность отчитываться в Росстат о количестве перевезенных пассажиров. Некоторые недобросовестные компании пользуются отсутствием у страховщика возможности проверить предоставленные ему сведения о количестве перевезенных пассажиров и занижают стоимость полиса путем предоставления ложных сведений. Таким образом они необоснованно сокращают расходы на ОСГОП.

Мошенников разоблачили

Иван Чередниченко, ведущий эксперт управления страхования транспортных рисков «АльфаСтрахование»

Транспортные происшествия, к сожалению, случаются почти каждый день. Если потерпевший предоставил необходимый комплект документов, то есть подтвердил факты транспортного происшествия и причинения вреда, то страховщик производит выплату страхового возмещения в строго установленные законом сроки. У нас нет никакого «интереса» затягивать выплату, за это предусмотрены существенные санкции. Конечно, на рынке были отмечены и попытки мошенничества некоторых лжепотерпевших. В основном они пытались получить возмещение по «старым» травмам, не связанным с транспортными происшествиями. Все «герои» известны, ничем хорошим для них эти истории не закончились.

Есть еще один важный момент заботы о потерпевшем, который стоит знать всем пассажирам: в случае, если в районе места жительства выгодоприобретателя отсутствует филиал страховщика, заключившего договор обязательного страхования, потерпевший вправе подать заявление и документы любому другому страховщику, который является членом профессионального объединения страховщиков по обязательному страхованию ответственности – НССО. В случае возникновения вопросов потерпевший или выгодоприобретатель может обратиться за консультацией в союз.

Какие потребуются документы

Андрей Копыток, начальник управления страхования транспортных операторов СПАО «Ингосстрах»

По итогам 2015 года в СПАО «Ингосстрах» с заявлениями о выплате возмещения по закону об ОСГОП обратилось более 600 потерпевших. Общая сумма выплаты страхового возмещения за прошлый год составила порядка 91,5 млн. руб. За 9 месяцев этого года пассажирам были выплачены компенсации в размере 101,6 млн руб.

Для получения страхового возмещения потерпевшему необходимо обратиться в страховую компанию, в которой застрахована гражданская ответственность перевозчика. В зависимости от происшествия, требуется представить следующие документы: заявление на выплату возмещения; документ, удостоверяющий личность потерпевшего; реквизиты для перечисления денежных средств; документы о дорожно-транспортном происшествии (акт перевозчика, справка из ГИБДД и прочее); документы из медицинского учреждения с указанием диагноза и продолжительности лечения. Выплата страхового возмещения в соответствии Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ производится в течение 30 календарных дней с даты получения страховщиком всех необходимых документов.

Текст: Ульяна Смирнова

Фото: Daria Filiminova, Dmitry Vereshchagin/Fotolia.com; Юрий Смитюк/ТАСС; Агентство городских новостей «Москва»

Реклама

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заходите, гости дорогие Заходите, гости дорогие

Транзитный потенциал России сильно недооценивается. Власти пытаются поправить ситуацию малыми силами. Однако этих усилий пока недостаточно.

АвтоМир
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Парижский чемодан полпреда Парижский чемодан полпреда

Невероятная находка в Париже: автограф Кузмина и тайны Серебряного века!

Дилетант
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Сельхозтехника тормозит Сельхозтехника тормозит

В России серьезно сократились производство и продажи сельхозтехники

Агроинвестор
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Фитнес-геометрия Фитнес-геометрия

Уникальная методика тренировок от фитнес-редакторов Ксении Ruff и Олега Майами

ЖАРА Magazine
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Открыть в приложении