Японцы уверены, что автомобильное будущее скрыто в лаконичной формуле: электротяга плюс автономное вождение.

АвтоМирАвто

Мини-тест

Nissan Leaf ProPilot

Японцы уверены, что автомобильное будущее скрыто в лаконичной формуле: электротяга плюс автономное вождение. Нас пригласили посмотреть, как эта формула обретет жизнь в Европе уже в следующем году

Обычно в багажнике электрокара Nissan Leaf легко помещается пара чемоданов размера cabin size и еще пара рюкзаков. Но в этот раз все заявленные 370 л объема заполнены совсем другой поклажей: провода и кабели опутывают модемы, боксы с платами и мигающие двухцветными индикаторами серые коробки. Инженеры Nissan мягко, но настойчиво просят не снимать содержимое багажника и каждый раз побыстрее закрывают пятую дверь.

Перед нами совсем необычный Leaf – на базе самого популярного электрического автомобиля (за шесть лет в мире продано более 280 000 машин) построили прототип, на котором инженеры оттачивают навыки системы автономного управления Nissan ProPilot. Нам же довелось стать... нет-нет, пока не участниками, а привилегированными зрителями серии испытаний тех функций автопилота, что внедрят на серийных моделях в 2018 году.

Уже в 2018 году Nissan Leaf второго поколения будет сам перестраиваться на трассе и совершать обгоны

В первом приближении

Базовая версия фирменной японской системы автономного вождения уже реализована на серийных автомобилях. На родном для Nissan японском рынке первым ее получил минивэн Serena в 2016 году, а в Европе с нынешней весны к заказу станет доступен Qashqai с аналогичной системой. «Самостоятельность» обоих автомобилей пока ограничена. Использовать автопилот, как и большинство аналогичных технологий других производителей, можно лишь при движении по скоростному шоссе: как только водитель активирует ProPilot, автоматика, самостоятельно подруливая, станет удерживать машину в выбранной полосе движения в диапазоне скоростей от 30 до 100 км/ч, возьмет под контроль дистанцию до идущего впереди автомобиля. «Зрение» системы – передняя камера высокого разрешения, изображение с которой анализируется специальным ПО. На основе анализа искусственный разум принимает решения. Например, если автомобиль спереди стал сбавлять темп, ProPilot замедлит ход или вовсе остановит автомобиль. После такой остановки систему нужно будет активировать снова. Что же добавится к перечисленным функциям в следующем году?

К 2018 году автомобили Nissan должны научиться самостоятельно безопасно перестраиваться. А к 2020 году инженеры планируют натаскать искусственный интеллект настолько, что управляемые им машины станут спокойно перемещаться по городу, не тушуясь даже при проезде перекрестков. В восточном Лондоне, на участке, включающем в том числе и дороги общего пользования, экспериментальные прототипы на базе Nissan Leaf как раз и учат не просто самостоятельно двигаться в одной полосе, поддерживая дистанцию. Они выбирают момент для перестроения (после чего следует голосовое предупреждение), совершают маневр, выбирают правильную полосу на круговом движении, включают поворотники и т.д. Но обучения без ошибок не бывает.

В надежных руках

«Вы должны понять: это пока прототип, и каждая поездка, даже показательная, – часть его обучения». Этой тираде Тецуи Иджимы, главы подразделения автономного вождения Nissan, предшествовал досадный инцидент. После нескольких вполне удачных заездов по установленному маршруту автомобиль вдруг повернул раньше необходимого на перекрестке с круговым движением. Позже выяснилось, что дело было в небольшом сбое в работе навигатора.

Тесты автопилотов на дорогах общего пользования в восточном Лондоне были разрешены с условием, что ответственность за все происходящее останется только на испытателях, сидящих за рулем

Такой эпизод для водителя из плоти и крови – досадное недоразумение, для электронного разума – ошибка с едва ли предсказуемыми последствиями. Пока. Здесь главный контрапункт автономного вождения. С одной стороны, у человека больше опыта управления автомобилем, он находчив и креативен в поиске выходов из незапланированных происшествий на дороге. С другой стороны, в подавляющем большинстве случаев причиной ДТП становится именно человеческий фактор. Робот, в свою очередь, способен абсолютно точно выполнять установленные алгоритмом действия, но его еще только предстоит научить справляться с нестандартными ситуациями. Именно поэтому, убеждены инженеры Nissan, автомобиль на дороге еще долго будет контролировать человек, как минимум до 2030 года.

«Покажите мне автономную систему, в которую не включен человек, и я покажу вам бесполезную систему. Автомобилям все равно придется взаимодействовать с людьми, и чтобы делать это хорошо в любых ситуациях, машины должны естественно интегрироваться в общество», – формулирует Мартен Серхис, бывший инженер NASA и директор Nissan Research Center в Кремниевой долине. В его задачу как раз и входит обучать Seamless Autonomous Mobilitу (SAM) – искусственный интеллект, управляющий автопилотом Nissan, – и интегрировать его в человеческое общество.

Если отойти на уровень философских обобщений, то ближайшая цель исследований Nissan Research Center – найти ту четкую грань, после которой принятие решений искусственным интеллектом нецелесообразно и в дело должен вступить человек. Затем, по мере совершенствования технологий, грань эта, что логично, станет отодвигаться, расширяя зону ответственности SAM. Человеческое участие будет сведено к минимуму в тот момент, когда автомобили научатся общаться между собой и взаимодействовать с окружающей действительностью.

Впрочем, уже сейчас навыки прототипа впечатляют: 12 камер, пять радаров и четыре лазерных сенсора контролируют пространство вокруг автомобиля на 360°, отслеживая как движения любого попутного транспорта, так и пешеходов. При этом контролируемое расстояние до впереди идущего автомобиля может составлять 20 мм!

Салон прототипа увешан мониторами, самый крупный по центру панели – для навигации. Нижний показывает все, что «видят» радарные датчики. Экраны на бардачке и над ним дублируют изображение с камер для пассажира
Радары отслеживают профиль дороги, видят попутный транспорт (как идущий впереди, так и нагоняющий) и даже пешеходов. Эта информация пока выводится на отдельный монитор. На экране в центре щитка приборов (пока несерийного) отображается оперативная картинка с камер, которую могут сменять подсказки навигации

Интересно, что даже если на дороге разметка стерта, машина не теряется в поисках правильного положения на трассе – работу камер в данном случае дублирует высокоточная навигация. У прототипа все данные с камер и сенсоров пока выводятся на несколько разных экранов. Однако в серийной версии (Leaf второго поколения обещали показать в сентябре), скорее всего, ключевая информация будет находиться перед глазами водителя – на едином экране высокого разрешения, который придет на смену двухэтажному щитку нынешнего Leaf.

Двойные камеры высокого разрешения на крыше прототипа контролируют ситуацию по бортам, по диагонали за передними стойками
По одной камере встроено в корпуса наружных зеркал – вполне серийное решение
Лазерные сканеры в дверях и под регистрационными номерами «ощупывают» пространство в непосредственной близости от автомобиля
Дополнительная камера с микрофоном под козырьком – сугубо утилитарная вещь, записывающая оперативную обстановку во время тестов
Тройная камера за салонным зеркалом заднего вида и еще одна под передней эмблемой – самые дальнобойные

По словам инженеров, движение встречного потока также может быть поставлено под контроль систем слежения, но пока этого не делают намеренно. Поэтому на городском участке маршрута, на двухполосной дороге, когда встречные автомобили то и дело выскакивают перед нами, объезжая припаркованные машины и участки с ремонтом, Тецуи Иджима терпеливо берет управление в свои руки, огибая встречного «нарушителя». И в эти моменты кажется, что 2030 год все еще ох как далек.

Автономный прототип учится ездить точно, аккуратно и безопасно...

...но человеку еще долго придется страховать искусственный интеллект в непредвиденных ситуациях

Выводы

Вчера руль на трассе можно было отпускать только у автомобилей премиум-марок. И это было откровением. Завтра все автомобили примутся маневрировать в городе без нашего участия. Но пока отвественность на дороге все еще на людях, попробуем насладиться этом моментом.

Олег Малов главный редактор журнала Quattroruote

Текст: Олег Малов
Фото: Nissan и Олег Малов

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила для скутеров Правила для скутеров

Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

АвтоМир
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Зажигая маяки Зажигая маяки

Зимнее бездорожье длиной в 2 недели: что манит участников «Экспедиции-Трофи»?

Отдых в России
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Революция как массовый психоз? Революция как массовый психоз?

Учёный или шарлатан? Как разбирали труды Чижевского в 1940 году

Дилетант
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

Ведомости
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
На ремонте На ремонте

Почему обустройство квартиры все реже доверяют профессионалам

Деньги
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике

Альтернативные способы оплаты, которые могут потеснить банковские карты

Правила жизни
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Душа Тосканы Душа Тосканы

Модернистская вилла на склонах холмов, которыми славится тосканский пейзаж

SALON-Interior
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
Дачное преображение Дачное преображение

Как можно преобразить дачное пространство своими руками

Здоровье
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор

Каковы причины таяния льдов Арктики и нынешнего потепления климата

Наука и жизнь
Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение» Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение»

Первые две серии нового сезона «Фишер. Затмение»: чего ждать и к чему готовиться

Правила жизни
Килограммы неблагополучия Килограммы неблагополучия

Сахар и стресс — основные причины роста числа людей с лишним весом

Эксперт
Открыть в приложении