Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

АвтоМирАвто

Техника

Контроль – постоянный

Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

Никто не спорит, что система стабилизации – производители дают им разные названия, но мы, ради краткости, будем использовать привычную аббревиатуру ESP, внедренную немецкой фирмой Bosch, – внесла в обеспечение активной безопасности даже больший вклад, чем когда-то АБС. Она появилась в середине 90-х, и за 20 лет помогла избежать огромного количества аварий: вылетов с дороги, разворотов и прочих последствий потери управления. Не система, а ангел-хранитель, готовый прийти на помощь в любой момент. И когда в ноябре 2014 года ее наличие на всех новых автомобилях, продаваемых в Европе, стало обязательным, никто даже не подумал возразить.

Разные мнения

Другое дело, что ни сами автопроизводители, ни автомобильные фанаты никак не могут договориться, как систему настраивать. Одни настаивают, что она должна работать постоянно и в любых ситуациях. Вторые предпочитают иметь возможность ее отключить и предлагают делегировать право выбора водителю. Третьи хотели бы, чтобы отключалась не система в целом, а только одна ее функция – контроль тяги (что разумно, например, когда надо выехать из заснеженного двора). Четвертые уверяют, что деактивированная система должна автоматически включаться, когда водитель нажимает на тормоз либо когда крен или рысканье превысят определенный предел, поскольку это явные симптомы потери контроля над автомобилем. Спор продолжается непрерывно. И победителей в нем быть не может, ведь у каждого свое обоснованное мнение.

Полное отключение

У «немцев» подход более свободный или, если хотите, менее осторожный: право решать отдано водителю. BMW, например, предусматривает возможность полного отключения электроники не только на модификациях M (чего, собственно, и следовало ожидать), но даже на мирном и спокойном 214 Active Tourer с 95-сильным турбодизелем, который летящим по гоночной трассе не только увидеть, а даже вообразить трудно. Единственное исключение баварцы сделали для электромобиля i3. Как следует из таблицы, приведенной на следующем развороте, автопроизводители, которые предпочитают переложить окончательный выбор на плечи водителя, пусть и со всякими оговорками, составляют абсолютное большинство. Дело доходит до курьезов.

У Volvo, например, всегда есть кнопка (или функция бортового компьютера), которая называется ESC OFF. При этом она отнюдь не отключает систему стабилизации, а всего лишь отодвигает порог ее вмешательства. То есть система продолжает работать и всегда готова одернуть автомобиль, если в повороте тот начнет скользить. Выбор вполне логичный, хотя чтобы разобраться, как именно работает кнопка ESC OFF, придется вчитываться в руководство по эксплуатации.

Кнопка отключения системы контроля устойчивости (ESC) и противобуксовочной системы ставится на Lada XRay с конца сентября. Ею можно оснастить и ранее выпущенные машины – у дилера. «Электронные помощники» можно деактивировать на скорости до 50 км/ч. Поедете быстрее – они автоматически включатся

Чувство опасности

Как бы то ни было, в поведении автопроизводителей проглядывает определенная осторожность, они понимают, что лучше не идти на поводу у доморощенных пилотов, иначе можно оказаться в суде. Именно поэтому руководства по эксплуатации пестрят предупреждениями об опасностях, которые несет в себе частичное или полное отключение ESP: все стремятся дать клиентам максимум информации и избежать ненужных обвинений, которые могут стоить слишком дорого.

Система стабилизации «по умолчанию» постоянно пребывает в состоянии боевой готовности. Но, если не нарушать ПДД, сработать она может разве что на совсем скользкой обледенелой дороге...

В принципе, чувство осторожности и здравый смысл должны подсказать, что отказываться от бесценной в плане безопасности системы не следует. Тем более, если не нарушать ПДД, ESP может сработать разве что на скользкой дороге или в экстренной ситуации. Отключать систему стабилизации долгим нажатием кнопки ESP/ESC (если такая возможность предусмотрена) позволительно только на специально оборудованных закрытых гоночных трассах, где рисковать относительно безопасно. Только и исключительно на треке можно пробовать, насколько работа системы в целом и изменение порога ее срабатывания в частности влияют на поведение автомобиля.

Текст: Сергей Акритов
Фото: АвтоВАЗ, Volvo, Mercedes-Benz

Во главе угла – тормоза

Система стабилизации представляет собой развитие антиблокировочной системы. Два дополнительных датчика – один отслеживает угол поворота рулевого колеса, другой регистрирует значение поперечного ускорения и угол рыскания, то есть вращения автомобиля вокруг воображаемой вертикальной оси – помогают определить, следует ли автомобиль траектории, заданной водителем, уходит ли в занос (левый рисунок) или в снос. В случае заноса ESP ограничивает мощность двигателя и дает АБС команду притормозить внешнее переднее колесо, а возникающая при этом сила создает момент, который стабилизирует автомобиль (правый рисунок). При сносе система действует похожим образом, только подтормаживается внутреннее заднее колесо.

Основные компоненты

Автомобили с ESP оснащены также АБС и противобуксовочной системой. Гидроагрегат по команде блока управления способен изменять давление на каждом из тормозных механизмов. Бесконтактные датчики измеряют скорость вращения колес. Отдельный датчик отслеживает угол поворота рулевого колеса. Еще один – регистрирует вращение вокруг вертикальной оси и боковое ускорение. Блок ESP при необходимости может отдать команду на снижение тяги мотора.

Никакого единодушия

Отключать ли ESP? Мнения технических специалистов ведущих европейских автокомпаний в этом вопросе часто разнятся.

«Это имеет смысл только на треке, где предусмотрено все, что должно гарантировать безопасность. Так что не знаю, зачем это нужно, если автомобиль однозначно на треке не появится», – говорит руководитель технического департамента Alfa Romeo Роберто Федели. «Лично я считаю, что разрешать клиенту слишком глубоко копаться в настройках неправильно. Все эти ручки, позволяющие выбирать разные варианты, только путают водителя», – добавляет он.

Peugeot, как и Alfa, дает полную свободу только водителям самых динамичных модификаций, но не лишает возможности отключить ESP и остальных – на скорости до 50 км/ч. Французы утверждают, что за счет этого они гарантируют тягу в сложных условиях, например, на снегу. Однако на новых моделях (кроме спорткаров) предусмотрят только отключение контроля тяги, ESP будет работать постоянно.

BMW придерживается более демократичного подхода: «В плане обеспечения устойчивости электроника важнее всего, – говорит Йос ван Ас, отвечающий в концерне за то, чтобы динамика автомобилей соответствовала ожиданиям клиентов. – Но нам важно гарантировать водителю еще и высокие характеристики, и в целом удовольствие от управления автомобилем. Так что мы всегда предлагаем три варианта, а окончательное решение с учетом реальных условий принимает водитель».

Той же философии придерживается технический департамент Jaguar: «В определенных условиях – например, на гоночной трассе или когда сцепные свойства покрытия низки – отключение системы или корректировка алгоритма ее работы позволяет достичь лучших результатов. Если водитель хочет, мы даем ему такую возможность. Правда, отключать ESP мы не рекомендуем, а если он это сделает, на щитке приборов появится соответствующее предупреждение». В общем, до единодушия пока далеко.

Кто самый смелый?

Почти у всех моделей есть кнопка, теоретически позволяющая деактивировать ESP. В реальности же разные автомобили на ее нажатие реагируют по-разному. Вариантов много: от отключения контроля тяги (чтобы на скользкой дороге колеса начинали буксовать – так проще тронуться с места) до полного исключения электроники. А между двумя крайними решениями – несколько промежуточных. Рассмотрим их все.

Примечания:
1) если срабатывает АБС, ESP автоматически включается, но потом отключается;
2) ESP и контроль тяги отключается только до 50 км/ч, но на C1 и C4 Aircross ограничение отсутствует;
3) на 124 Spider система отключается, но в экстренной ситуации автоматически включается;
4) на Q30 и QX30 система автоматически включается в экстренной ситуации, на Q50 можно задать более высокий порог срабатывания;
5) спортивный режим только для AMG;
6) отключение на скоростях до 50 км/ч;
7) на GT86 режим Sport поднимает порог срабатывания системы;
8) на спортверсиях можно поднять порог срабатывания ESP либо полностью отключить ее, но при нажатии на тормоз она включается;
9) горит надпись ESC Off , но на самом деле просто повышается порог срабатывания системы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уже не смешно Уже не смешно

Очередной этап «Формулы-1» стал триумфальной гонкой для Льюиса Хэмилтона

АвтоМир
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Вот это жесть! Вот это жесть!

Alfa-Romeo 6C 1750 на крышке металлической коробочки

Автопилот
Боди-хоррор как реальность Боди-хоррор как реальность

Каким получился фильм о созависимых отношениях «Одно целое»

Weekend
Список против системы Список против системы

Культовый «Список Шиндлера» выглядит предупреждением, а не эпитафией

Дилетант
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Курьеры остались без работы Курьеры остались без работы

Почему снижается спрос на курьеров в ритейле

Ведомости
Ткань авангарда Ткань авангарда

История и современность Иваново — пестрая как ситец и эклектичная как пэчворк

Weekend
Органоидный интеллект: революция в биокомпьютинге и медицине Органоидный интеллект: революция в биокомпьютинге и медицине

Ученые надеются, что органоидный интеллект изменит подход к вычислениям

Inc.
«Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории «Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории

О шести сказочницах, которые говорили о женской судьбе

Forbes
Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире

Какой вулкан считается самым высоким, самым большим, самым опасным, самым-самым?

ТехИнсайдер
Торговые войны на металлическом фундаменте Торговые войны на металлическом фундаменте

Мировой рынок металлов переживает историческую трансформацию

Ведомости
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет

Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег?

Inc.
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно» Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно»

Примеров успешных перезапусков я навскидку и не припомню

Коллекция. Караван историй
ФНБ лег на депозит ФНБ лег на депозит

Чем обусловлен в последние годы рост средств ФНБ на депозитах?

Ведомости
Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать

Разберем на примерах основные причины блокировки средств на счете ИП

Inc.
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя» Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историй
Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили

Хитрые ученые даже вычислили возраст самой Вселенной! Но как им это удалось?

ТехИнсайдер
Фармкомпании поддержали врачей Фармкомпании поддержали врачей

Международные фармкомпании почти на четверть нарастили выплаты медорганизациям

Ведомости
Открыть в приложении