Арабские бдения. Как российские бизнесмены собираются осваивать восточный рынок
В конце осени в Абу-Даби слетелись российские креативные стартапы — участники нового комьюнити Russia Creates. Основатель проекта Сергей Колушев обещает сделать это регулярной практикой. «Сноб» побывал на конференции, которую участники называли «антиконференцией», чтобы посмотреть, как российские креативщики строят комьюнити и помогают коллегам выходить на арабский рынок.
Китай, Африка и арабские страны — новые голубые мечты для многих стартапов и крупных бизнесов. О продвижении в эти регионы многие грезят, но мало кто знает, как к ним толком подступиться — уж очень своеобразный регион. За арабские страны в нашем бизнес-комьюнити еще никто особо не брался. У Сергея Колушева уже много лет есть бизнес в ОАЭ — по его словам, там минимальные налоги и быстрая регистрация бизнеса (например, рестораны нужно регистрировать с местным партнером, а без привязки к торговым точкам — можно просто на себя). Не зря же Павел Дуров сидит в Дубае, хотя мог бы много где еще.
Идея Колушева сфокусироваться на креативной индустрии не случайна. Во-первых, его агентство Eventicа работало на экономических, культурных и спортивных проектах государственного масштаба — например, знаменитый Российский экономический форум в Лондоне нулевых — его рук дело, были еще крупные контракты на нескольких Олимпиадах и «Дом России» на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2012–13 годах. Eventica организовывала участие России и сопровождала по PR российский павильон на Миланском Экспо 2015.
Во-вторых, на государственном уровне ОАЭ выделили на инвестирование в индустрию развлечений 160 млн долларов. Соседняя Саудовская Аравия, где главная в мире нефтяная скважина, начинает культурную революцию с инвестиционным бюджетом на креатив в 68 миллиардов долларов. Вопрос, смогут ли русские поучаствовать в этом процессе, сложный, но именно к нему и хочет подступиться созданное Колушевым комьюнити Russia Creates. Впрочем, первый слет комьюнити был поддержан министерством культуры ОАЭ — на конференции выступил председатель совета по культуре и туризму Мохамед Халиф аль-Мубарак.
Проект стартовал стремительно (Колушев говорил — «это полный стартап»): в августе он был придуман, а в конце осени в отель Saadiat Rotana Resorts&Villas заехал первый десант представителей нашего креативного класса: предприниматель и создатель нового бренда продуктов питания для детей Yummy United Олег Бериев, директор по развитию «ВКонтакте» Константин Сидорков, владелица газеты The Art Newspaper Инна Баженова, основатель лектория «Прямая речь» Светлана Большакова, директор ММОМА Василий Церетели, хозяйка ресторанов Fresh и Choice Healthy Social Club Ирина Азарова, креативный продюсер «Смешариков» Илья Попов, основатель первого российского онлайн-кинотеатра Tvigle Егор Яковлев, директор по развитию бизнеса Ginza Group Гунель Исмаилова, пианист Кирилл Рихтер, а также Магомед Мусаев, владелец российского Forbes и калифорнийского акселератора GVA.
Чтобы понимать специфику региона, стоит рассказать, что ровно накануне конференции в ОАЭ в возрасте 34 лет умер от сердечного приступа брат президента страны шейх Султан бен Зайед аль-Нахайян, и в Эмиратах был объявлен трехдневный траур. Местные говорили: «Природа плачет» — и правда, были необычные для региона ливни и шторм. С утра в день заседаний «море было закрыто» — блюстители пляжа купаться не пускали, впрочем, никто из делегации и не пытался обойти запрет, наслушавшись местных экспатов: если арабская полиция зафиксирует нарушение порядка даже в такой мелочи, как «сегодня нельзя купаться», есть реальный риск провести немало неприятных дней в местном СИЗО.