API, консолидация и билеты на блокчейне: как устроен российский рынок билетных платформ
С момента появления первых бумажных билетов индустрия сильно изменилась: сегодня пользователям доступны онлайн-афиши мероприятий, электронные билеты, решения для автоматизации продаж, продвижения, аналитики и многое другое. О том, как изменились российские билетные платформы, в чём разница между ними и какое будущее их ждёт, рассказывает Егор Егерев, сооснователь Ticketscloud.
Технологические революции в билетной индустрии
Изначально билеты на мероприятия распространялись только в бумажном виде: организаторы печатали их в одном месте и развозили по точкам продаж. Со временем в рамках конкретных агентств физические кассы интегрировали в единое билетное поле, что позволило печатать билеты в момент продажи. При этом для дистрибуции билеты по-прежнему раздавали операторам (посредникам между организаторами и аудиторией, которые помогают с продажами и получают за это комиссию).
В 2012 на российский рынок вышли компании «Нанобилет», EventMag и Radario. Они совершили настоящую технологическую революцию и предложили альтернативу физическим билетам — электронные. Сегодня в Москве электронные билеты практически полностью вытеснили бумажные. В регионах они тоже становятся всё более популярными.
Одновременно с электронными билетами появились первые билетные системы. Они начали автоматизировать процесс продаж, учета и контроля за распространением билетов. В едином окне организаторы получили возможность собственноручно, независимо от менеджеров, налаживать продажи и анализировать результаты. Однако дистрибуцию через разных партнёров по-прежнему нужно было настраивать вручную.
В 2014 году всё изменилось: системы и операторы начали интегрироваться между собой через API, обмениваться контентом и делить доходы. Организаторы наконец-то смогли автоматически распространять билеты через разные каналы. В зависимости от билетной системы процесс может быть устроен по-разному: в некоторых случаях после старта продаж билеты автоматически попадают на сайты партнёров, в других организатор сам согласовывает условия с продавцами, прежде чем последние начинают продавать билеты.