«Сейчас период повышения внутренней эффективности»
Гендиректор ГК «Благо» Дмитрий Фосман — о производственных планах компании, перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Компания «Благо», основанная в 1993 году Аркадием Фосманом и специализировавшаяся поначалу на импорте растительных масел, сейчас входит в пятерку лидеров масложировой отрасли страны. В составе группы семь маслоэкстракционных заводов, расположенных в Ростовской, Воронежской, Омской областях, Краснодарском и Алтайском краях, а совокупный объем производимых данными активами масел приближается к 600 тыс. т. Предприятия «Благо» включены в Перечень системообразующих организаций России.
С какими производственными результатами ваша компания закончила прошлый год?
С точки зрения сырьевых и отраслевых показателей год прошел хорошо. Мы выполнили свои бюджетные показатели, обеспечили необходимый прирост. Компания переработала около 1,4 млн т сырья, в том числе 1,2 млн т подсолнечника и 160 тыс. т рапса. Выпустили примерно 570 тыс. т масел — 500 тыс. т подсолнечного и порядка 70 тыс. т рапсового, почти 40 % от всего объема масел — фасованное. С точки зрения объемов это хороший результат.
Как в целом год сложился для вашего бизнеса? С какими основными вызовами пришлось столкнуться и как на них отвечали?
Каждый год неповторим, невозможно скопировать по шаблону предыдущий. Поэтому наш рынок одновременно и сложный, и интересный: регулярно у нас есть вызовы, есть определенные трудности, есть ситуации, которые мы решаем в онлайн-режиме, и можем делать это с помощью той экспертизы, которую накопили за прошлый период. Проговаривать все вызовы, которые были перед бизнесом за сезон, наверное, не буду. Главное, что мы преодолели все сложности и положили их в копилку своего достаточно большого опыта.
Не так давно ушел из жизни ваш брат, основатель «Благо» Аркадий Фосман. Что в связи с этим изменилось в компании?
От подобных ситуаций никто не застрахован. Наверное, каждый бизнесмен, каждая компания, каждый руководитель, собственник бизнеса стремится создать большую компанию не только для того, чтобы гордиться и самоутвердиться, но и для того, чтобы что-то передать кому-то, чтобы это был стабильный и автономный бизнес. «Благо» — один из лидеров рынка, мы уверенно входим в топ-5 переработчиков масличных. Как правило, когда компания достигает таких масштабов, в данном случае к счастью, эффективность ее операционной деятельности и управление уже мало зависят от визионера, от создателя и собственника бизнеса. Поэтому для нас большое горе и несчастье, что он ушел, скоропостижно ушел. Но при этом на эффективность деятельности и на бесперебойность работы это никак не повлияло. Управление компанией продолжается так же эффективно, наши партнеры это понимают и продолжают с нами работать и взаимодействовать.

Планируете в перспективе как-то менять стратегию и планы развития?
Уход моего брата — это, конечно, большая трагедия, но сейчас все компании, и наша не исключение, сталкиваются со множеством внешних вызовов и сложностей, которые заставляют сделать какой-то апгрейд ранее сформулированной стратегии. Мы умеем эффективно планировать, в том числе наши стратегии, в достаточно короткие промежутки времени и считаем это нашим конкурентным преимуществом. Геополитика, участие государства в формировании отраслевой политики, курсы валют, ставки по кредитам и так далее, конечно же, провоцируют на то, чтобы посмотреть на нашу стратегию по-другому. Но сказать, что она глобально меняется, нельзя, она не может глобально меняться. Мы выстраиваем инвестиционно привлекательный холдинг федерального масштаба, и мы от этого никуда не отходим. Но какие-то определенные задачи внутри стратегии, конечно, мы либо по временной оси, либо в приоритетах меняем.
Какие у компании производственные планы на этот год?
Планируем наращивать объемы переработки, выпуска и реализации продукции за счет внутренних инвестиций в существующую инфраструктуру. Думаю, если выполним планы, то по переработке вырастем на 6–7 %. Соответственно, этот объем будет зеркально отражен в наших планах продаж. В основном это произойдет за счет роста поставок на экспортные рынки, поскольку внутренний рынок более статичный и инертный. Основная точка роста для любой масложировой компании — это экспорт. Мы не исключение.
Насколько ваш бизнес зависит от импортных средств производства, в частности каких-то компонентов оборудования?
Слава Богу, наверное, мы не настолько зависим от импорта, как другие сектора нашей экономики. Конечно, есть определенные узлы, цеха, стадии переработки, которые в какой-то степени зависят от зарубежного оборудования как более качественного, более эффективного и известного. Но мы считаем, что импортозамещение в отрасли в целом проходит достаточно успешно, и все наши инвестиционные программы и поддержание текущей инфраструктуры мы можем в большей степени реализовать за счет российских производителей.
Сейчас многие компании стараются своими силами локализовать какие-то элементы, сами изготавливают детали для оборудования, еще что-то. Вы этим не занимаетесь?
Нет, мы в это направление не пойдем. Мы давно для себя построили и просчитали модели работы. Самое эффективное — это объем переработки и стабильность работы заводов. Поэтому мы стараемся очень рационально подходить к закупке и выбору поставщиков запчастей для оборудования. И вряд ли мы будем заниматься производством этого оборудования сами, потому что есть более компетентные игроки, которые специализируются на этом многие годы, так что мы будем полагаться на их экспертизу.
Сдерживание продаж сырья понятно
Как у компании обстоят дела с закупкой сырья? Переработчики масличных в последние сезоны не раз отмечали, что аграрии не спешат реализовывать свой урожай на переработку.
Может быть, забегу немножко вперед и скажу, что мы не планируем уходить в сельхозпроизводство, чтобы самостоятельно обеспечивать себя сырьем. Это отдельный бизнес, он, возможно, эффективен, прибылен, он масштабируем, но это другой бизнес, и он не сильно повысит эффективность нашего существующего бизнеса по переработке.
Политика аграриев, сдерживающих продажи, понятна: любой бизнесмен нацелен на максимизацию своей прибыли. Если аграрии считают, что, продав завтра, они могут заработать больше, то они сдерживают продажи сегодня. Да, мы как переработчики видим, как мы считаем, чуть больше, чуть глубже и думаем, что сельхозпроизводители должны реализовывать масличные более сбалансированно внутри каждого периода, и от этого выиграют и переработчик, и аграрий. Но у каждого своя политика. Проблемы с закупкой будут сохраняться до тех пор, пока в стране расширяются мощности переработки, а производство масличных увеличивается гораздо меньшими темпами. Но мы делаем все для того, чтобы наша закупка была более эффективной. Перерабатывающие предприятия «Благо» находятся в разных сырьевых зонах, почти во всех сырьевых зонах России, заводы сбалансированы по производству, объему переработки, у каждого эффективное логистическое плечо по доставке сырья. Мы выстраиваем прозрачные схемы финансирования сельхозпроизводителей. Поэтому, если резюмировать, то сложности в закупке будут всегда, но я считаю, что наша закупка достаточно эффективна, и мы можем обеспечить себе необходимый объем сырья внутри каждого сезона.
Какие у вас мощности по хранению?
Мощностями по хранению, по моей субъективной оценке, мы не можем сильно похвастаться. В совокупности у нас около 400 тыс. т. Если взять наших коллег по цеху, лидеров рынка, то у них емкостей для хранения значительно больше, чем у нас. Но расширение мощностей — одна из приоритетных задач, которую мы сейчас активно решаем. За последний год мы увеличили их примерно в два раза: приобрели элеватор на 100 тыс. т и теперь его модернизируем, что позволит также вдвое увеличить его мощность, а еще на базе одного из своих заводов построили новый элеватор на 60 тыс. т. Кстати, он полностью оснащен российским оборудованием. Повторюсь, мы считаем наши мощности по хранению недостаточными и активно работаем, чтобы увеличить их до некоего отраслевого стандарта.
Кроме увеличения мощностей по хранению, какие еще у компании планы по развитию бизнеса?
Если я скажу, что мы завтра начнем строить новые предприятия, то я слукавлю. В ближайшее время мы не планируем этого делать как минимум из-за высокой стоимости привлечения финансирования. У нас есть дорожная карта строительства завода в Рубцовске Алтайского края, но в нынешних условиях, прямо сейчас, с точки зрения экономики мы не считаем возведение завода реализуемой задачей. Это важный проект для развития, масштабирования и повышения эффективности нашего бизнеса. Мы считаем его эффективным с точки зрения доступности сырья, поэтому не замораживаем, не аннулируем, просто ставим в приоритеты второй очереди, пока ситуация на финансовом рынке не станет чуть более стабильной и предсказуемой.