Россия подтвердила статус неттоэкспортера
Третий год подряд вывоз продукции АПК превысил ее ввоз
Объем внешних поставок по итогам 2022 года превысил $41 млрд — это новый рекорд отечественных экспортеров продовольствия и сельхозсырья. Российские поставщики сумели приспособиться к новым условиям работы и перераспределить потоки вывоза по отдельным направлениям. Некоторые отрасли не смогли превзойти предыдущие показатели — произошел спад отгрузок свинины, молочки и кондитерских изделий. Однако на этот год производители и эксперты настроены оптимистично. По его итогам агроэкспорт может увеличиться еще на 5–10 %.
Экспорт продукции АПК в 2022 году приблизился к $41,3 млрд, следует из отчета ФТС, опубликованного в середине марта. В 2021-м, по уточненной оценке службы, объем вывоза составил $35,9 млрд. Таким образом, прирост поставок в стоимостном выражении достиг 14,8 %. Федеральный центр «Агроэкспорт» в своем обзоре спустя месяц после публикации данных ФТС оценивал общий экспорт аграрной продукции в $41,6 млрд.
Оценки обоих ведомств являются новым рекордом для российских экспортеров продовольствия, комментирует руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. Двузначная динамика прироста от рекордного показателя прошлого года была обеспечена исторически высокими ценами на основных для отечественных производителей рынках зерновых, масличных и продуктов их переработки, постоянным поиском новых направлений для сбыта, а также снятием Китаем «пандемийных» запретов на поставки продукции российского рыбохозяйственного комплекса в портах Далянь и Циндао. Без этих ограничений, которые в начале прошлого года еще действовали, цифра российского экспорта могла бы быть еще выше, считает эксперт. Из положительных трендов он также выделяет быстрый рост отгрузок продукции глубокой переработки зерновых и масличных. В частности, экспорт муки увеличился за 2022 год в 3,4 раза, маргарина — на 36 %.
Прирост вывоза продукции АПК в стоимостном выражении обусловлен конъюнктурой мирового агрорынка, соглашается начальник отдела мониторинга внешней среды «Центра Агроаналитики» Минсельхоза Даниил Козлов. В течение прошлого года наблюдался высокий спрос и рекордное увеличение стоимости ведущих позиций аграрного экспорта России, таких как пшеница, кукуруза, подсолнечное и соевое масла, жмых и кормовые добавки, соя, пшеничная мука, рапс, перечисляет он.
В фактических ценах объем вывоза сельхозпродукции и продовольствия превысил $40 млрд, но в сопоставимых — сократился на 0,6 %, до $28,9 млрд, обращает внимание руководитель направления «Потребительский рынок» группы компаний INFOLine Светлана Силенина. Тем не менее третий год подряд в современной истории страны экспорт АПК превысил импорт: положительное сальдо торгового баланса составило $5,5 млрд (в 2021-м — $2,8 млрд), что позволило России сохранить за собой статус нетто-экспортера.
Драйверы прироста
По оценке «Агроэкспорта», наибольшую долю в сельхозвывозе из России по итогам прошлого года традиционно заняли зерновые (32,3 %). Далее следуют масложировая продукция и прочие товары АПК, рыба и морепродукты, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности (см. график). По сравнению с 2021 годом наибольший рост экспортной выручки наблюдается по продукции масложировой отрасли (на 24,7 %), в секторе прочих товаров АПК (на 23,4 %), а также в зерновом сегменте (на 17,6 %).
Лучшие показатели по наращиванию объемов внешней торговли были достигнуты предприятиями, производящими наиболее востребованные на мировом рынке продукты, говорит Козлов. В первую очередь он выделяет зерновые и масличные культуры. Кроме того, хороших показателей достигли переработчики продукции АПК, а также производители муки, рапсового и соевого масел, указывает он. В частности, ГК «Русагро» нарастила экспортную выручку масложирового сегмента на 12 % (на 6,5 млрд руб.), до 61,1 млрд руб., приводит пример Силенина.
Продукция масложировой отрасли была и остается одним из основных драйверов экспорта отечественного АПК наряду с зерном, подтверждает аналитик информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилл Лозовой. По оценкам ИАА, в прошлом году отечественные предприятия сектора отправили за рубеж 8,22 млн т товаров, что на 7,5 % больше, чем в 2021-м. «Такое увеличение объемов произошло на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры, рекордного урожая масличных культур, действующих пошлин на их отгрузки за рубеж и, как следствие, расширение выпуска готовой продукции, — поясняет эксперт. — Менее активное присутствие на мировом рынке украинского подсолнечного масла также способствовало большему спросу на российские товары этой отрасли. Кроме того, важную роль сыграл и фактор переходящих остатков сырья с прошлого сезона, который обеспечил высокую загрузку маслозаводов и увеличение экспорта готовой продукции фактически с самого начала 2022/23 сельхозгода».
В деньгах экспорт масложировой отрасли увеличился на 22 %, до $8,94 млрд, что прежде всего связано с повышением мировых цен, особенно в первой половине прошлого года, продолжает Лозовой. Если говорить об отдельных товарах, то хорошую динамику, по оценке OleoScope, продемонстрировали растительные масла — подсолнечное, соевое и рапсовое. В совокупности за рубеж их было отправлено порядка 4,86 млн т (на 350 тыс. т больше, чем годом ранее) на $7,14 млрд (+$1,45 млрд). В натуральном выражении увеличились и поставки шрота — с 2,72 млн т в 2021-м почти до 3 млн т в прошлом году. Хотя денежный показатель остался практически на прежнем уровне — $1,045 млрд против $1,073 млрд соответственно.
Основным импортером масложировой продукции, как и в 2021 году, осталась Турция, закупившая 1,45 млн т на сумму в $1,52 млрд. На второй позиции — Китай, куда было направлено 1,24 млн т товаров масложирового сектора на $1,53 млрд. Помимо этого, крупнейшими покупателями в 2022 году стали Беларусь, Латвия, Индия и Иран (см. график), информирует эксперт. Также Россия продолжает укреплять позиции на тех экспортных рынках, которые остаются для нее приоритетными: это в первую очередь регионы Азии, Африки и Ближнего Востока, где сейчас активно осваиваются отечественные масложировые компании.
В прошлом году санкции оказывали дополнительное влияние на доступность экспортной инфраструктуры, напоминает Лозовой. Выросла стоимость транспортных услуг и страхования грузов, были созданы барьеры для доступа к фрахту, ограничены подходы в порты недружественных стран для российских судов. Однако участники рынка смогли не только адаптироваться к работе в таких условиях, но и продемонстрировать высокие показатели продаж, подчеркивает он.
Экспорт зерновых и зернобобовых культур из России в 2022 году оценивается в 45,5 млн т против 45,6 млн т годом ранее, однако по итогам года вырос экспорт продуктов переработки зерна, акцентирует внимание эксперт INFOLine. Так, объем отгрузок за рубеж муки составил 881 тыс. т. Увеличению вывоза способствовали введенные экспортные пошлины на зерно.
В рейтинге крупнейших экспортеров зерна лидирующую позицию по объемам продолжает занимать торговый дом «Риф». В 2022 году компания поставила за рубеж более 6 млн т пшеницы и свыше 890 тыс. т ячменя. В совокупности же объем экспортированной продукции превысил 7 млн т (в 2021-м — 8 млн т), сообщает пресс-служба «Рифа». Основными направлениями экспорта компании всегда были страны Азии и Востока, и, несмотря на политическую ситуацию в мире, ей удалось сохранить список рынков сбыта без урона для себя.
Объем поставок семян в другие страны селекционно-семеноводческого подразделения ГК «ЭкоНива» — «ЭкоНива-Семена» — в 2022 году остался на уровне среднегодовых — порядка 5 тыс. т, информирует представитель агрохолдинга. Безусловным лидером закупок является Казахстан. В республику поставляются в основном семена яровых культур: пшеницы, ячменя, гороха, сои, льна. По перечисленным культурам прирост наблюдается ежегодно. В южные регионы страны постепенно наращиваются отгрузки семян озимой пшеницы. «Мы видим заметное увеличение экспорта в Киргизию, куда отправляем семена пшеницы, в том числе озимой, ячменя и гороха», — добавляет представитель компании. Что касается товарных позиций, то по итогам 2022 года «ЭкоНива-Семена» стала одним из крупнейших российских экспортеров красной чечевицы, отгрузив зарубежным партнерам свыше 10,4 тыс. т.
В мясе динамика в основном позитивная
Продолжается увеличение объема поставок мясной продукции. Вывоз мяса уже стабильно превышает $1 млрд, отмечает Дальнов. Всего 10 лет назад зависимость этого рынка от импорта была существенной, а сейчас его конъюнктура практически полностью определяется динамикой российского производства — расширяются поставки отечественной свинины, мяса бройлера, индейки. В перспективе к драйверам может добавиться баранина, прогнозирует эксперт.
Всего в другие страны отправлено около 650 тыс. т мясной продукции (на 100 тыс. т больше, чем годом ранее), добавляет Силенина. Например, «Черкизово» увеличила зарубежные поставки куриного мяса более чем на 20 % (до 75 тыс. т), свинины — на 15 % (до 15 тыс. т). Вывоз продукции из мяса птицы, выпущенной ГАП «Ресурс», прибавил к результату 2021 года 15 % и составил 144 тыс. т, знает она. Вследствие роста объемов выпуска мяса птицы его экспорт из года в год действительно становится все динамичнее, подтверждает гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. За 2022-й объем вывоза в натуральном выражении возрос на 15 % (более чем до 350 тыс. т). Такая динамика обусловлена существенным приростом поставок замороженных тушек бройлеров — почти в 1,5 раза, — а также активным развитием экспорта индейки. С 2019 года российские компании расширили вывоз птицы на 68 %, а импорт этого вида мяса за данный период сократился на 21 % и уже не превышает 180 тыс. т.