Поправки с риском
Изменения в закон об агростраховании лишат господдержки растениеводов без полиса в чрезвычайной ситуации
Система агрострахования в России регулярно претерпевала изменения: государство определяло стратегию развития отрасли путем вариаций субсидирования и установки фильтров для страховщиков, работающих с господдержкой. В случае принятия нового законопроекта придется окончательно отказаться от прямой компенсации убытков в результате ЧС за счет госвыплат и полностью перей ти к страховому механизму возмещения ущерба. Эксперты предупреждают о скрытых угрозах такого решения в связи с мизерной долей бизнеса, пользующегося страхованием.
Страхование сельхозрисков в растениеводстве в России топчется на месте на протяжении нескольких десятков лет: вступление в силу федерального закона о господдержке в агростраховании в 2012 году ситуацию с апатией к полисам у селян кардинально не изменило. Далее почти ежегодно вносились корректировки в нормативно-правовые акты, но доля застрахованной пашни оставалась весьма скромной. За последние два года этот показатель вырос по отношению к 2018-му в пять раз: по данным Национального союза агростраховщиков (НСА), в прошлом году было застраховано 5,6 млн га, что составляет около 7% от посевов в стране. Озимый клин под урожай-2021 застрахован сейчас на 2,2 млн га, или около 11% от засеянной осенью площади полей, чего явно недостаточно для компенсации ущерба в случае масштабной чрезвычайной ситуации. Для этого нужен охват порядка 30–40%, оценивает НСА.
Поля открыты для угроз
В последней редакции законопроекта, опубликованного на сайте Госдумы после принятия документа в первом чтении 17 марта этого года, норма о субсидировании всех сельхозпредприятий в страховании от ЧС установлена на уровне 80%, в действующем мультирисковом страховании она не превышает 50%. Для малых и средних агропредприятий эта пропорция будет постоянной. Для крупных она вводится с 1 июля 2021-го, через год доля госсубсидий в премии по договору снизится до 70%, еще через два — до 60%, и окажется на уровне 50% с 1 июля 2024-го. Размер 80%-ной компенсации страховой премии за счет государства на момент подготовки статьи еще обсуждался, возможно, в последующих редакциях он будет изменен. В федеральном бюджете в этом году заложено 4,4 млрд руб. госсубсидий на агрострахование с господдержкой. В случае оперативного принятия закон вступит в силу с 1 июля текущего года, но о введении нового вида страхования можно будет говорить с начала осенней посевной.
Необходимость нововведений прежде всего связана с тем, что уровень охвата посевов страховой защитой в России пока недостаточен для того, чтобы страхование выполняло ту роль, которую оно выполняет в других странах — основного механизма поддержки аграриев в случае гибели сельхозкультур от опасных природных явлений чрезвычайного характера, комментирует президент НСА Корней Биждов. «Во всей мировой практике именно государство определяет и стратегию, и ключевые элементы развития субсидируемого агрострахования, — напоминает он. — Практика общения НСА с аграриями показала, что наименее охваченный страховой защитой сегмент в АПК — это сегмент малых и средних хозяйств. В их деятельности есть разные факторы, которые препятствуют широкому использованию страхования, но один из них — это стоимость страхового полиса. Поэтому мы и поддерживаем, и считаем важным расширение уровня господдержки для таких предприятий до 80% от стоимости полиса».
В случае принятия законопроекта в трех чтениях в весеннюю сессию Госдумы у аграриев появится возможность застраховать посевы по новому риску — на случай наступления ЧС — в упрощенном порядке и в минимальные сроки, поясняют страховщики. Расчет страховой выплаты будет привязан к площади погибших посевов, поэтому хозяйства смогут получить выплаты в короткий период — ориентировочно в течение месяца после ЧС, то есть вне зависимости от того, как быстро они смогут подготовить статистическую отчетность по уборке урожая.
По предварительным оценкам, стоимость полиса на случай наступления ЧС уменьшится в 2,5–3 раза в сравнении с мультирисковым страхованием, но при этом и размер страховой выплаты может быть ниже, хотя и «достаточным, чтобы покрыть прямые затраты агрария», считает Биждов.
По словам замминистра сельского хозяйства России Елены Фастовой, в том числе благодаря изменению правил агрострахования к 2025 году доля застрахованных посевов вырастет до 20 млн га (30% всей пашни), а в этом году под защитой должно оказаться уже более 6 млн га (8%). В НСА рассчитывают, что в 2021 году доля застрахованных площадей составит 7–8 млн га (примерно 10%), в 2022-м — 8–10 млн га (13%), в 2023– 2024-м — около 20 млн га (30%).
Важнейший инструмент защиты
По информации НСА, объем страховой премии в страховании рисков растениеводства с господдержкой показывает стабильный рост: с 1 млрд руб. в 2018 году до 5 млрд руб. в 2020-м. Страховые выплаты по всем направлениям агрострахования в прошлом году достигли 3,1 млрд руб., из них на страхование урожая приходится не менее 1,7 млрд руб. Выплаты по договорам, заключенным на условиях господдержки, выросли за год более чем в четыре раза — с 0,5 млрд руб. в 2019-м до 2,3 млрд руб. в 2020-м.
Прошлый год ознаменовался самыми крупными выплатами за время работы Единого объединения страховщиков агропромышленного комплекса — более 3 млрд руб. как по классическому агрострахованию, так и с господдержкой, подтверждает гендиректор страховой компании «РСХБ-Страхование» Сергей Простатин. «В части растениеводства мы наблюдаем тенденцию к кумуляции рисков в регионах, для которых ранее не были характерны подобные климатические отклонения, — отмечает он. — Это говорит о росте турбулентности климата». Яркий пример — Ставропольский край, где в 2020 году в результате крайне неблагоприятных погодных условий размер ущерба сельхозпроизводителей составил более 3 млрд руб., из которых 1,5 млрд руб. было застраховано. В регионе сложились уникальные природные явления, когда произошло повреждение посевов как озимых, так и яровых, что привело к снижению объемов урожая, а местами и к полной его потере. В то же время существуют регионы, где выплаты традиционно высокие. Так, более 130 млн руб. в прошлом году было выплачено в регионах, относящихся к зоне рискованного земледелия, — Самарской и Волгоградской областях в связи с утратой урожая в результате засухи.
Страхование на случай наступления ЧС — это абсолютно новый опыт для российских страховщиков и аграриев, акцентирует внимание руководитель дирекции комплексного страхования компании «Абсолют Страхование» Ираклий Райский. Отсутствие страховой статистики и опыта взаимодействия в этом направлении могут послужить сдерживающим развитие фактором в перспективе ближайших двух-трех лет, предупреждает он. Также страховым компаниям предстоит в ближайшее время решить ряд вопросов с организацией своей перестраховочной защиты и перезаключением договоров перестрахования с учетом ожидаемых изменений в законе.
Стоимость полиса на случай ЧС уменьшится в три раза
Динамику развития агрострахования в регионах Райский оценивает исключительно положительно: наблюдается существенный рост доверия и интереса аграриев к продуктам сельхозстрахования. По сборам страховой премии в «Абсолют Страховании» лидируют южные регионы — Ставропольский край и Волгоградская область, по количеству договоров — Нижегородская и Тамбовская области.
«Подавляющее большинство российских регионов входит в зону рискованного земледелия: растениеводство не зря у нас называют „фабрикой под открытым небом“, — говорит руководитель Центра сельскохозяйственного страхования «Росгосстраха» Вадим Константинович. — Из-за катаклизмов, связанных с погодными условиями, ежегодно в десятках регионов объявляются локальные ЧС. В то же время страхование еще не обеспечивает защитой значительную часть рисков растениеводства. Спрос на агрострахование растет, но в разных регионах неодинаково, и в большей части он зависит от позиции региональных органов управления АПК и объемов софинансирования».
Необходима активная поддержка со стороны региональных властей и дальнейшее развитие законодательства в сфере сельхозстрахования, уверен Константинович. Финансовый ущерб от чрезвычайных ситуаций часто не только равен экономическим результатам деятельности сельхозпредприятий, но даже превышает их. «Помощь же из бюджета в виде компенсации всегда была меньше экономического ущерба. А страхование остается важнейшим инструментом защиты от погодных рисков и позволяет сохранить финансовую устойчивость предприятий АПК, — считает руководитель. — И государственная поддержка в этих вопросах — это еще одна ступень на пути к встраиванию страхования сельхозрисков в систему полноценной страховой защиты для российских аграриев».