Что сдерживает перевод российской сельхозтехники на газомоторное топливо

АгроинвесторБизнес

Подать газу

Каков потенциал перевода российской сельхозтехники на газомоторное топливо

Елена Максимова

Цены на ГСМ для сельхозпроизводителей растут ежегодно. В 2023-м работу им дополнительно усложнил дефицит дизеля, который отмечался в ряде регионов страны как раз в период уборочной кампании в августе-сентябре. По оценке Минсельхоза, совокупные расходы аграриев на данный вид топлива превышают 240 млрд руб. в год. Использование вместо него природного газа позволило бы сократить затраты примерно на 20 %. Машиностроители тренд уловили и уже разрабатывают модели такой техники. А вот сами хозяйства с переходом на газ спешить не хотят. Главный стоп-фактор — отсутствие инфраструктуры: не только топливных заправок, но и сети газопроводов, хранилищ, специализированных цистерн и компрессорных станций.

2023 году, по данным Минсельхоза, на предприятиях агропромышленного комплекса эксплуатировалось более 15 тыс. ед. автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Из них 3,8 тыс. ед. используют компримированный (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ), и за последнее время количество такой техники увеличилось более чем на 1,2 тыс. ед. Кроме того, в сельхозорганизациях эксплуатируется порядка 2 тыс. зерносушильных комплексов, также применяющих в качестве топлива природный газ (метан). Дополнительная потребность в таком оборудовании оценивается более чем в 500 ед., сообщила «Агроинвестору» пресс-служба министерства.

О том, что нужно повышать долю сельхозтехники, работающей на газомоторном топливе, агроведомство активно заговорило в прошлом году. Так, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отмечал, что газ имеет высокий потенциал в различных направлениях за счет своей экологичности и экономичности. Согласно оценке Минсельхоза, стоимость часа работы на тракторе МТЗ-82 при использовании дизельного топлива на начало 2023-го составляла 316 руб., а при использовании газодизеля — 237 руб. Еще ниже она становится, если применять СПГ или КПГ, — 172 руб. за час и 151 руб. соответственно. Таким образом, экономия на топливе при работе на сжиженном и компримированном газе по сравнению с дизтопливом оценивалась в 1,7 тыс. руб. и 1,9 тыс. руб. за одну смену, а для газодизеля — 953 руб.

По мнению аналитиков Россельхозбанка, рынок газомоторного топлива может стать одним из самых быстрорастущих, в том числе в рамках реализации ресурсосберегающих проектов в агропроме: потребление природного газа в качестве моторного топлива за пять лет может достигнуть 300–400 млн м3 в год, а количество работающей на нем техники — вырасти до 50– 70 тыс. ед.

Пока же, согласно информации «Газпром газомоторное топливо», в АПК на природном газе работают 1,3 % грузовых машин, 1,5 % легковых автомобилей и 2,3 % автобусов. При этом потенциал потребления метана как топлива в сегменте магистральной техники составляет 630 млн м3 в год, а в сегменте самоходной — почти 1 млрд м3, утверждает представитель пресс-службы компании. По ее данным, самыми крупными потребителями природного газа как моторного топлива в АПК сейчас являются агрохолдинг «Мираторг» и транспортная компания ITECO. В частности, в автопарке последней на метане работают 50 % машин, что позволяет ежегодно экономить на топливе порядка 1 млн руб. с единицы техники.

Пока на испытаниях

Рынок заговорил об идее перевода сельхозтехники на газ по нескольким причинам, комментирует партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. «Во-первых, перед газовой промышленностью стоит задача поиска новых рынков сбыта после закрытия европейского, — говорит она. — Во-вторых, это действительно давно назревший вопрос: газа у нас много, и он традиционно дешевле бензина и дизеля». По информации эксперта, до 7 % сельхозтехники — в первую очередь это тракторы, магистральные тягачи, грузовые машины, самосвалы, автомобили с цистернами — можно перевести на данный вид топлива. Рыночный потенциал его использования к 2030 году составит 378 тыс. т, добавляет она.

Производством автомобилей на газомоторном топливе в России уже давно занимается «КамАЗ», знает Корягина. Компания начала работы по созданию газового двигателя для своего модельного ряда еще в нулевых и на данный момент выпускает подобную технику серийно. «Недавно подключились и другие игроки, — рассказывает эксперт. — Например, “Ростсельмаш” представил свой газомоторный трактор, который может быть оснащен криогенной топливной системой, использующей, в частности, сжиженный или компримированный газ. Минский тракторный завод выводит на рынок тракторы “Беларус”, оснащенные газовыми двигателями мощностью 240 л. с. Серийное производство газовых двигателей РГК 820 для сельхозтехники разворачивает в Московской области “РариТЭК Холдинг”».

Подмосковное предприятие уже имеет соглашение с «Ростсельмашем» о создании новой версии СПГ-двигателя для тракторов. Первым опытом сотрудничества данных участников рынка стал трактор «Ростсельмаш 2375» (шестого тягового класса). На агромашину установили мотор RGK 820.636-380 максимальной мощностью 380 л. с., рассказывает управляющий товарной группой компании «Ростсельмаш» Олег Стецюк. Общая вместимость топливных баков трактора составляет 1,1 тыс. л сжиженного и 200 л компримированного природного газа, эксплуатационная — 990 л и 200 л соответственно. Заявленного объема хватает на 10 моточасов непрерывной работы машины в поле, утверждает он. А так как производство техники на газомоторном топливе имеет высокий экологический и экономический потенциал в сфере АПК, «Ростсельмаш» принял решение продолжить работы по созданию техники на СПГ, теперь уже и зерноуборочной, делится руководитель.

Рынку компания предложит машины на газе не раньше 2025 года — проект должен пройти испытания, сертификацию, валидацию, акцентирует внимание Стецюк. Весь цикл таких исследований технологического процесса газомоторной самоходной техники назначен на 2024 год — это полевые, тяговые, температурные проверки, тесты на соответствие безопасности, контроль массы и габаритов, сообщает он.

Предварительные же испытания трактора «Ростсельмаш 2375 СПГ» были проведены в холдинге «Агросила» в Татарстане еще в прошлом году. Трактор был задействован на двух полевых операциях: дискование с 4-рядной дисковой бороной шириной захвата 8,2 м и чизелевание на глубину 25 см с 5-метровым культиватором. Работы проходили на одном поле с дизельными аналогами российского и зарубежного производства, в идентичных условиях. Используемая борона была рассчитана на мощность трактора до 450 л. с. Газомоторная машина показала производительность на 12 % больше, чем эталонный образец на дизельном топливе, утверждает Стецюк. «На чизелевании в качестве эталона выступал трактор той же мощности, но на гусеничном ходу, важно было убедиться, что техника не потеряет в мощности при ее переводе с дизельного мотора на газовый, — рассказывает он. — Результатом стали 360 л. с. номинальной мощности и 380 л. с. — максимальной. Контрольные замеры показали, что трактор справляется с почвообрабатывающими орудиями».

При испытании трактора «Ростсельмаша» расход метана составил 6,8 л/га, при этом дизельного топлива для аналогичного трактора требуется 11 л/га, делится представитель «Агросилы». Технические неисправности и какие-либо проблемы по эксплуатации в период испытаний выявлены не были, информирует он, однако дополняет, что для принятия решения о внедрении в работу техники на газомоторном топливе требуется провести более продолжительные тесты, чтобы оценить фактические затраты на техническое обслуживание и ремонт.

В ноябре прошлого года в Набережных Челнах на производственной площадке «РариТЭК-Газомоторные топливные системы» (входит в структуру «РариТЭК Холдинга») состоялась церемония торжественного запуска новой линии производства криогенных баков, предназначенных для компактного хранения большого объема природного газа. В ходе мероприятия были достигнуты договоренности между заводом «Агромаш» и компанией «РариТЭК» о дальнейшем сотрудничестве в рамках реализации специального инвестиционного контракта, предусматривающего локализацию в Чувашии производства тракторов малой и средней мощности, которые будут оснащаться газомоторной топливной системой. Сам «Агромаш» еще в ноябре 2023 года сообщал, что уже в 2024-м запустит в производство новый гусеничный трактор «Агромаш 120ТГ» третьего тягового класса, двигатель которого также будет работать на газе.

Тестирование трактора с отечественным газовым двигателем (МТЗ-1221) в конце прошлого года начала и подведомственная Минсельхозу Поволжская машинно-испытательная станция. Испытания позволят и сельхозпроизводителям, и машиностроителям получить объективную информацию о возможностях данной машины в реальном производстве, пояснял представитель ведомства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Принцип 80/20 Принцип 80/20

Как достичь большего с наименьшими усилиями

kiozk originals
Способность птиц решать головоломки с едой связали с размером мозга и инновационным поведением Способность птиц решать головоломки с едой связали с размером мозга и инновационным поведением

Птицы, лучше решающие головоломки с едой, имеют более крупный мозг

N+1
Сто лет тому вперед Сто лет тому вперед

«Белое пластиковое небо»: постапокалипсис в Будапеште

Weekend
«Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла» «Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла»

Собаки и кошки знаменитых поэтов и писателей

Караван историй
Как почистить ванну, не напрягая спину: 2 отличных способа, экономящих твои силы Как почистить ванну, не напрягая спину: 2 отличных способа, экономящих твои силы

Удобные методы очистки ванны, после которых не устает спина

VOICE
Надо ли тебе менять работу Надо ли тебе менять работу

Чувствуешь себя не на своем месте? Своим ли делом ты занимаешься?

Лиза
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
«Тётя Аврора» вылетела в три часа… «Тётя Аврора» вылетела в три часа…

Я как безумный метался и думал: мы или они? Мы или они?

Дилетант
Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию

С какими барьерами сталкивается SexTech индустрия?

Forbes
Господин фикус Господин фикус

Приметы и суеверия, связанные с популярным комнатным растением

Лиза
Чем полезны креветки: четыре свойства Чем полезны креветки: четыре свойства

Креветки — источник важных витаминов и минералов, но каких именно?

РБК
Публичный труп для вечной жизни Публичный труп для вечной жизни

Как человек стал делать себя произведением искусства

Weekend
Эпилепсия после травмы головы повысила риск развития деменции Эпилепсия после травмы головы повысила риск развития деменции

У людей с посттравматической эпилепсией риск развития деменции в 4,5 раза выше

N+1
Петля затягивается: чем опасна новая уязвимость для проведения DDoS-атак Петля затягивается: чем опасна новая уязвимость для проведения DDoS-атак

Эксперты обнаружили новый вид атаки типа «отказ в обслуживании» (DDoS)

Forbes
Нет любви Нет любви

Наверное, каждая мечтает о настоящих чувствах. В чем проблема, если их нет?

Добрые советы
Чем и почему пахнут богатство и бедность: объяснение нейропсихолога Чем и почему пахнут богатство и бедность: объяснение нейропсихолога

Ароматы — это мощное средство коммуникации, они могут отражать наше положение

Psychologies
Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины» Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины»

Стоит ли слепо следовать трендам? Как выбирать одежду для выхода?

Караван историй
6 причин, по которым мужчины сливают в Cеть нюдсы своих бывших 6 причин, по которым мужчины сливают в Cеть нюдсы своих бывших

Психологи нашли объяснение, почему мужчины выкладывают нюдсы своих бывших

Maxim
Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет

Что происходит, если ваши с партнером взгляды на даты и годовщины расходятся?

Psychologies
«Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты» «Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты»

Второй роман Хелены Побяржиной о молчании, смерти, предательстве и музыке

СНОБ
Постколониальный док и борьба с зависимостью: лучшие женские работы на Берлинале Постколониальный док и борьба с зависимостью: лучшие женские работы на Берлинале

Работы женщин, которые заявили о себе на Берлинале

Forbes
Нормальный по Фрейду. Как родители могут помочь детям на пути взросления Нормальный по Фрейду. Как родители могут помочь детям на пути взросления

С какими трудностями сталкивается современный подросток?

СНОБ
Сам себе профайлер Сам себе профайлер

Об основных психотипах и о том, как научиться их распознавать

Grazia
Зуммерам грозит эпидемия близорукости! И вот почему это произойдет: мнение эксперта Зуммерам грозит эпидемия близорукости! И вот почему это произойдет: мнение эксперта

Западный специалист указывает на потенциальную «эпидемию слепоты» среди зуммеров

ТехИнсайдер
Вырастить, заготовить, сохранить Вырастить, заготовить, сохранить

Как запастись кормами для КРС без потерь

Агроинвестор
Как безопасно и качественно помыть глухие окна: советы профессионалов Как безопасно и качественно помыть глухие окна: советы профессионалов

Как очистить глухие окна, не вылезая почти всем телом в окно

ТехИнсайдер
Искра моря Искра моря

Траулеру Scintilla Maris посчастливилось стать настоящей экспедиционной яхтой

Y Magazine
Синдром тетки Синдром тетки

Когда нудная тетка начинает брать верх над прекраснодушной принцессой

Добрые советы
Японский – простой язык Японский – простой язык

Сложности при изучении японского глубоко укоренены в самой японской ментальности

Знание – сила
Что такое фаркоп. Нужно ли его регистрировать и как правильно оформить Что такое фаркоп. Нужно ли его регистрировать и как правильно оформить

Все о фаркопе: виды, правила установки, штрафы

РБК
Открыть в приложении