Витает в воздухе
В ноябре 2021 года Музей современного искусства “Гараж” объявил о начале сотрудничества с японским бюро SANAA. Притцкеровские лауреаты займутся реконструкцией легендарного павильона “Шестигранник” в Парке Горького, а мы по этому поводу вспоминаем историю развития бюро и объясняем философию японского минимализма на примере работ Кадзуе Сэдзимы и Рюэ Нисидзавы.
Бюро SANAA, основанное Кадзуе Сэдзимой и Рюэ Нисидзавой, появилось на свет в 1995 году. Инициатором была Кадзуе — амбициозная и уверенная в себе девушка, окончившая Японский женский университет в Токио. Получив магистерскую степень, Сэдзима отправилась на работу в бюро японского архитектора Тоёо Ито и, проработав у мастера шесть лет, основала в 1987 году свое собственное — Kazuyo Sejima & Partner. Там она встретила своего будущего партнера Рюэ Нисидзаву, который из обычного сотрудника вырос до человека, с которым Кадзуе создала бюро SANAA — Sejima and Nishizawa and Associates.
Портфолио бюро SANAA, как это часто бывает, началось с жилых проектов, а первый громкий успех в Японии архитекторам принес проект Музея современного искусства в Канадзаве — в 2004 году он был отмечен на Венецианской биеннале премией “Золотой лев”. Для относительно молодого на тот момент бюро такая почетная награда — большая неожиданность.
Когда мы говорим “бюро SANAA”, в уме читаем “прозрачность”. Именно эта стилевая особенность бюро проявилась в их первом громком проекте. Круглое в плане здание музея в Канадзаве огибается чередой стеклянных стен, которые впускают природу в здание и стирают границы между улицей и интерьером. В дальнейшем мы найдем отголоски этого проекта и в других зданиях, построенных архитекторами.
Японский дуэт заявил о себе на весь мир, получив заказ на проект Нового музея современного искусства в Нью-Йорке. Белоснежное полупрозрачное здание, вписанное в малоэтажный район Нижнего Манхэттена, возвышается над кирпичными особняками тремя уровнями алюминиевых кубов. В этом проекте SANAA вновь повторяют свой излюбленный прием и открывают улице первый этаж здания, делая его прозрачным. Таким образом они буквально включают музейную программу в контекст города. При этом само здание выделяется из окружающего ландшафта — архитекторы хотели, чтобы музей стал самостоятельным объектом, и использовали для этого анодированный алюминий, отражающий свет.