Союз нерушимый
Одна голова хорошо, а две лучше. Своим примером это доказали пары, в жизни которых есть не только любовь, но и общее дело
Алвар и Айно Аалто
В 25 лет Алвар Аалто открыл студию, куда однажды пришла работать Айно Мария Манделин. Пара поженилась спустя полгода после знакомства и больше не расставалась. В 1930‑х мужчины-архитекторы неохотно принимали в свои ряды женщин, но Айно была равноправным партнером и соавтором всех проектов. Аалто и Айно вместе построили санаторий в Паймио, в котором продумали все: от удобного шезлонга, который позволял дышать полной грудью, до бесшумных раковин в палатах. Вместе спроектировали ресторан “Савой” в Хельсинки и библиотеку в Выборге, а также основали компанию Artek, которая подарила миру десятки предметов, ставших иконами скандинавского дизайна. Еще одним совместным проектом стал их дом, который давно превратился в музей, но в столовой которого, как и прежде, стоят стулья эпохи Возрождения, купленные ими в Италии во время свадебного путешествия.
Ганс и Флоренс Нолл
Ганс основал Knoll еще до знакомства с будущей женой, но бурное развитие фирмы началось именно с приходом туда Флоренс. Он был бизнесменом и руководителем, она — дизайнером и новатором. Сложив свои таланты воедино, они смогли создать одну из самых известных мебельных компаний в мире. Вместе с Флоренс в компанию пришли ее друзья и наставники, чьи предметы мебели признаны иконами дизайна и по сей день выпускаются Knoll, — Гарри Бертойя, Ээро Сааринен, Людвиг Мис ван дер Роэ. Кроме того, появился революционный по тем временам департамент планирования, который занимался созданием “интерьеров под ключ”. Контролированием всего процесса, включая разработку мебели, занималась Флоренс.
Александр Родченко и Варвара Степанова
Родченко и Степанова творили и вместе, и порознь, но все их работы были тесно переплетены между собой, потому что создавались в общей квартире-мастерской. Где бы ни жила пара, их дом всегда превращался в студию. По словам их внука Александра Лаврентьева, там “грунтовали холсты, пилили доски для подрамников и конструкций, чертили, что-то вырезали из картона, переплетали книги, клеили коллажи”. Родченко и Степанова прошли путь от живописи и графики до фотографии, дизайна одежды и театра. Но особенно запомнились работами по оформлению афиш, плакатов, транспарантов. Практически все обложки книг Маяковского и большинство номеров “Нового ЛЕФа”, “Советского кино”, “За рубежом” были их авторства.