Вернулся к жизни дом Наркомфина — главный шедевр эпохи конструктивизма в Москве

ADДизайн

Дом для современного человека

Летом 2020 года вернулся к жизни дом Наркомфина — главный шедевр эпохи конструктивизма в Москве. Софья Карпенко рассказывает об истории здания и уникальном примере реставрации.

Софья Карпенко

Фасадам дома Наркомфина вернули оригинальный цвет, и он наконец-то вновь стал похож на тот самый “дом‑корабль”

“Я хотел создать прецедент”, — так начинает свой рассказ о процессе реставрации дома Наркомфина Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга. Прецедент создать действительно получилось — вы вряд ли найдете реставрацию такого же уровня на территории России. Но сперва давайте углубимся в историю.

“Дом переходного типа” на Новинском бульваре появился в 1930 году как результат эксперимента архитекторов-конструктивистов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. Гинзбурга всегда волновали вопросы планировки жилых комплексов, он посвятил этому множество теоретических трудов и несколько глав своей программной книги “Жилище”. Дом Наркомфина стал идеальным воплощением всех его идей, но, к сожалению, просуществовал он в таком виде совсем недолго. Первыми жильцами “элитного” дома были сотрудники Наркомата финансов, и в том числе его глава Николай Милютин, для которого Гинзбург создал отдельный особняк на крыше — по сути, первый советский пентхаус. Квартиры-ячейки разных типов были предназначены как для больших семей (ячейки типа K на втором и третьем этажах), так и для одиночек (ячейки типа F и 2F). Одной из самых важных функций здания “переходного типа” по замыслу Гинзбурга была общественная. Поэтому там была устроена столовая, солярий на крыше, а пространство между колоннами должно было быть использовано для встреч и прогулок. По воспоминаниям жильцов дома, например Владимира Гинзбурга, отца Алексея Гинзбурга, столовой пользовались очень активно, и даже жители соседних домов приходили сюда на обед. Детский сад не был построен, но в коммунальном корпусе, прилегающем к основному зданию, организовали помещение для детских групп вместо спортивного зала. Чуть подальше, в прилегающем парке, стояло отдельное помещение самой современной прачечной. Все эти общественные пространства и коммунальные услуги были сосредоточены в доме для того, чтобы человек использовал свое свободное время для отдыха. Так видел себе Моисей Гинзбург не только дом нового типа, но и “человека нового типа” — современного и не обремененного бытовыми заботами. Именно к этой идее вернули дом новые собственники и авторы проекта реставрации.

Уже в середине 1930‑х годов колонны-опоры, которые воспевал и активно использовал в своих проектах Ле Корбюзье, были заложены — там появились дополнительные помещения и жилые площади. Часть ячеек превратилась в коммунальные квартиры, жильцы сменяли друг друга на протяжении многих лет, и практически все, что проектировали авторы, начиная от цветовых схем интерьеров и заканчивая сложнейшими инженерными системами Сергея Прохорова, к началу 2000‑х было утеряно, а здание пришло в аварийное состояние.

После многочисленных смен владельцев, эпохи креативных кластеров и йоги на крыше пришло время настоящей реставрации, которой занялись компания “Лига прав” во главе с Гарегином Барсумяном и архитектурное бюро “Гинзбург Архитектс”.

Проект сделали за четыре года, и, как говорит Алексей, ничего, кроме Наркомфина, в эти годы в его жизни практически не было. Для того чтобы провести реставрацию такого уровня и превратить дом в объект элитной недвижимости, команде архитекторов и реставраторов требовалось провести огромный объем исследований. В первую очередь занялись инженерными решениями Сергея Прохорова и полностью восстановили их по оригинальным планам. Алексей оценивает этот пласт работ как самый сложный. Прохоров был абсолютным новатором для своего времени, он придумал “блоки Прохорова” — пустоты в межквартирных и междуэтажных перекрытиях, в которых прокладывали канализационные, водосточные и вентиляционные каналы. Архитекторам также удалось настоять на том, чтобы систему кондиционирования спрятали внутри, и она не портит облик здания.

Второй важнейший пласт работ был связан с цветовыми схемами. Их разрабатывал один из мастеров школы Баухаус Хиннерк Шепер вместе с Гинзбургом. Конечно, все эти цвета — голубой, желтый, зеленый, красный — были утеряны, и перед реставраторами стояла амбициозная задача буквально докопаться до правды: стены исследовали буром и слой за слоем двигались к оригинальному цвету. Весь процесс реставрации задокументирован, и жители дома и его посетители могут изучать его прямо сейчас. Алексей Гинзбург настоял на том, чтобы на стенах остались незакрашенные куски — “культурные слои”, которые в конечном итоге привели реставраторов к первоначальному варианту, воссозданному как в общественных зонах, так и в некоторых квартирах. К счастью, девелопер проекта “Лига прав” абсолютно разделяет этот подход к реставрации. Именно на таких “кусочках истории” и строится это еле уловимое ощущение того, что обновленный дом Наркомфина — это живой памятник архитектуры, в котором бережно и с любовью восстановили все трещинки, законсервировали царапины на перилах, очистили дверные ручки квартир и воссоздали дух времени. “Я все время боялся ощущения новодела, это было для меня настоящим наваждением”, — так описывает свои эмоции Гинзбург.

Важным достижением реставраторов стала восстановленная система сдвижных окон. Архитекторы заново отлили железобетонные неподвижные рамы и отреставрировали уцелевшие подвижные деревянные, все это сложилось в аутентичную ленточную систему остекления, задуманную Гинзбургом. Удалось сохранить даже некоторые ручки, а новые отлили по их образцу на производстве.

“Мы подняли культуру реплик на новый уровень”, — с гордостью заявляет Алексей Гинзбург. В доме Наркомфина они действительно достойны отдельного упоминания. Новые чугунные радиаторы изготовлены на том же заводе в Егорьевске, что и оригинальные радиаторы в 1930 году, светильники в общих зонах и коммунальном корпусе выполнены по фотографиям того времени, а новые дверные ручки органично блестят на белых и черных полотнах дверей.

Об интерьерах квартир-ячеек тоже позаботились. Гарегин Барсумян и Алексей Гинзбург сошлись во мнении, что новые жители должны въезжать в полностью готовые интерьеры, добавляя в них только мебель и декор. Во всех квартирах есть современные кухни, санузлы с оригинальной метлахской плиткой, а также система “умный дом”. История закольцевалась, и элитный дом для современного человека Моисея Гинзбурга вновь стал таким — уже для нового поколения своих обитателей.

Фото: Ольга Мелекесцева; Fritz von der Schulenburg / архив AD; архив дома Наркомфина

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Взбитые сливки Взбитые сливки

Хозяйка этого дома обожает интерьеры французских дворцов

AD
Полное непонимание рынка: почему «революционный» стриминг Quibi закрылся через полгода после запуска Полное непонимание рынка: почему «революционный» стриминг Quibi закрылся через полгода после запуска

$1,75 млрд инвестиций не спасли онлайн-кинотеатр Quibi

VC.RU
Остров тишины Остров тишины

Брутальная пятидесятишестиметровая квартира по проекту Марии Петровой

AD
Как Рамзан Кадыров комментирует жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати Как Рамзан Кадыров комментирует жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати

Реакция Рамзана Кадырова на жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати

СНОБ
Из России с дизайном Из России с дизайном

Российские дизайнеры рассказывают, как им удалось открыть “окно в Европу”

AD
Худи с петлей и пижама в полоску: как вещи со скандалом снимали с продажи Худи с петлей и пижама в полоску: как вещи со скандалом снимали с продажи

Случаи, когда модные дома отказывались от вещей из-за общественного резонанса

РБК
Китайская династия Китайская династия

Мария Брагинская оформила интерьер квартиры для ценителя китайского антиквариата

AD
Прекращайте уже постоянно выпивать с друзьями Прекращайте уже постоянно выпивать с друзьями

Пришло время активного образа жизни

GQ
Что нам стоит дом построить Что нам стоит дом построить

Что можно построить из дерева и почему стоит полюбить этот натуральный материал

AD
Парадоксы аскорбинки Парадоксы аскорбинки

Стоит ли принимать витамин С в таблетках?

Здоровье
Дом отдыха Дом отдыха

Ольга Мальева воссоздала в подмосковном доме атмосферу американского Хэмптонс

AD
8 волнующих фактов о канкане 8 волнующих фактов о канкане

Пляши — сегодня день рожденья у канкана!

Maxim
Служба одного окна: зачем банкам понадобилось изобретать суперприложения Служба одного окна: зачем банкам понадобилось изобретать суперприложения

Зачем суперприложения банкам и почему ставка на них может не сработать

Forbes
Физики заморозили нанофлюидную каплю в форме цилиндра Физики заморозили нанофлюидную каплю в форме цилиндра

Физики заморозили капли воды и суспензии наночастиц оксида алюминия

N+1
Ветер перемен Ветер перемен

Фрэнка Гери можно считать революционером

AD
Матти Фридман: Безродные шпионы Матти Фридман: Безродные шпионы

Отрывок из книги Матти Фридмана о создании разведывательной службы Израиля

СНОБ
Речной дворец Речной дворец

Северный речной вокзал открылся после масштабной реставрации

AD

"Ход королевы" — неожиданный хит Netflix об исследовании природы гениальности

Esquire
Мифы и легенды российского венчура: правда ли стартапам из России сложно привлекать международные инвестиции Мифы и легенды российского венчура: правда ли стартапам из России сложно привлекать международные инвестиции

Почему с российским венчуром все не так, как кажется

Forbes
Роботизация складов Amazon привела к росту травм на 50% и усилению нагрузки на людей Роботизация складов Amazon привела к росту травм на 50% и усилению нагрузки на людей

Роботы должны были упростить жизнь сотрудников

VC.RU
Потребителей бесит, когда им навязывают осознанное потребление. Перестаньте это делать, если хотите изменить их привычки Потребителей бесит, когда им навязывают осознанное потребление. Перестаньте это делать, если хотите изменить их привычки

Какая стратегия поможет сформировать экологические привычки более эффективно?

Inc.
Геймерские устройства: чем они реально отличаются от обычных Геймерские устройства: чем они реально отличаются от обычных

Есть ли действительно какая-то польза от игровых аксессуаров?

CHIP
Умозрение в красках и числах Умозрение в красках и числах

Александр Панкин — последний представитель религиозно-математической философии

Weekend
Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Недостаточно просто добиться руководящей должности

Playboy
«Я испытал полусмерть, потом кому, но худшее — это адские галлюцинации»: Навальный — о причинах отравления, стоимости лечения и галлюцинациях в интервью Дудю «Я испытал полусмерть, потом кому, но худшее — это адские галлюцинации»: Навальный — о причинах отравления, стоимости лечения и галлюцинациях в интервью Дудю

Самое главное из первого видеоинтервью Алексея Навального после комы

Forbes
5 самых крутых автомобилей из фильмов: часть 2 5 самых крутых автомобилей из фильмов: часть 2

Автомобили, ставшие иконами киноиндустрии и полноправными героями фильмов

Популярная механика
Антидепрессанты: да или нет? Антидепрессанты: да или нет?

Разбираем в деталях главное «оружие» против депрессии

Cosmopolitan
Долой серые будни Долой серые будни

В самый серый и дождливый месяц в году главное – не впасть в уныние

Здоровье
«Тревожные люди» Фредерика Бакмана: жизнеутверждающий роман о людях и их драмах. Публикуем его фрагмент «Тревожные люди» Фредерика Бакмана: жизнеутверждающий роман о людях и их драмах. Публикуем его фрагмент

Отрывок из книги Фредерика Бакмана о проблемах современного общества

Esquire
Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога

Как предметы и животные влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Открыть в приложении