Грудное молоко – лучшая еда для малыша, но постепенно потребности растущего организма увеличиваются и одного грудного молока крохе становится недостаточно. Приходит время вводить прикорм. Что это такое и зачем он нужен?

9 месяцев

Грудничок Питание

Что такое прикорм?

Грудное молоко – лучшая еда для малыша, но постепенно потребности растущего организма увеличиваются и одного грудного молока крохе становится недостаточно. Приходит время вводить прикорм. Что это такое и зачем он нужен?

Юлия Лопина
Врач-педиатр, г. Смоленск

Прикормом называются все дополнительные продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, которые вводят в меню ребенка первого года жизни. Период прикорма является переходным этапом на пути малыша от чисто молочного питания ко «взрослой» пище с общего стола. С его помощью грудничок постепенно приучается есть домашнюю еду, пока она полностью не заменит грудное молоко или адаптированную смесь.

Для чего нужен прикорм?

Безусловно, самой идеальной пищей для ребенка до года является грудное молоко.  Оно полностью отвечает потребностям детского организма и содержит все ингредиенты для полноценного развития малыша. Помимо прекрасно сбалансированного состава основных питательных веществ (углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных веществ), мамино молоко содержит ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, средства иммунной защиты, а также гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества и много других веществ, которых нет ни в искусственных смесях, ни в детском питании, ни в пище взрослых. Современные адаптированные смеси, хотя и не имеют столь уникального состава, тоже содержат весь необходимый ребенку набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов. С учетом этих фактов у мамы может возникнуть закономерный вопрос: зачем же тогда вводить прикорм до года, не проще ли кормить малыша грудью или смесью, а после 1 года, когда кроха подрастет, начать кормить его «взрослой» пищей. Особенно актуальным такой вопрос становится при возникновении различных трудностей с введением прикорма, когда, несмотря на все мамины старания, малыш упорно не хочет пробовать новую еду.

Тем не менее необходимость введения прикорма на первом году жизни ребенка основана именно на потребностях самого малыша. Примерно к концу первого полугодия жизни малыш удваивает собственный вес при рождении, а к 1 году утраивает его. По мере роста и развития ребенка возрастает активность его пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем. Ближе к 6 месяцам у малыша начинают прорезываться зубки, кроха начинает активно двигаться. Постепенно ему требуется все большее количество энергии и пищевых веществ. Возрастает также потребность малыша в витаминах и минеральных веществах, таких как железо, цинк, медь, кальций, фосфор, магний. Их количества, поступающего с грудным молоком, становится недостаточно, а эндогенные запасы этих веществ (внутренние запасы организма) у маленького ребенка ограничены, поэтому у таких малышей довольно легко могут возникать дефицитные состояния, особенно недостаток железа. Кроме того, маленький исследователь начинает проявлять все больший интерес к содержимому маминой тарелки, ему становится любопытно и хочется попробовать «на зубок» то, что едят взрослые в его присутствии. Таким образом, примерно к полугоду чисто молочное питание уже не может обеспечить всех потребностей ребенка, возникает необходимость в дополнительных продуктах, помимо маминого молока. Несмотря на возросшие потребности, организм грудничка к этому времени еще не настолько физиологически дозрел, чтобы сразу перейти от исключительно грудного вскармливания (или кормления смесью) прямо к обычной пище с семейного стола. Поэтому в его меню вводятся блюда переходного периода (прикорм), которая компенсирует разницу между возрастающими потребностями ребенка и тем количеством пищевых ингредиентов, которые получает ребенок из молока.

Педиатрический или педагогический?

В настоящее время в литературе для родителей и в интернете довольно часто можно встретить информацию о двух принципиально различающихся концепциях введения прикорма – так называемом педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом прикорме. В противопоставление традиционному педиатрическому прикорму с точными дозами вводимых продуктов и специально приготовленными для ребенка блюдами прикорма, по схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки, маленькими кусочками (начиная с микродоз), без попытки дать ребенку какую-то определенную норму продукта, чтобы познакомить его со всем спектром продуктов и блюд, которые употребляются в семье, и обучить при этом поведению за столом.

Выбор того или иного метода введения прикорма своему малышу остается за мамой, но, определяясь с выбором, ей необходимо помнить о том, насколько велико влияние питания в этот период на развитие и состояние здоровья малыша. Следует учитывать, что, несмотря на определенную популярность, практика педагогического прикорма не имеет научного обоснования и во многих аспектах не учитывает физиологические особенности детского организма.

Использование в начале прикорма пюре, состоящих лишь из одного продукта, позволит отследить реакцию ребенка на данный продукт

Так, с точки зрения физиологии ребенка неоправданны следующие позиции педагогического прикорма:

  • Слишком раннее введение в рацион крохи «взрослых» продуктов, даже при условии, что родители питаются здоровой пищей (хотя представление о правильном и здоровом питании может быть ошибочным), может «сорвать» ферментную систему ребенка, нарушить баланс микрофлоры кишечника и вызвать сбой процесса пищеварения в целом. В результате у малыша могут возникнуть расстройство стула (разжижение и учащение или, наоборот, запоры), колики, метеоризм и другие нежелательные реакции. Если изначально процесс пищеварения будет запущен неправильно, это может спровоцировать различные заболевания желудочно-кишечного тракта, повлиять на функцию других органов и систем и неблагоприятно сказаться на дальнейшем росте и развитии детского организма.
  • При введении «микродоз» пищи не достигается одна из главных целей прикорма – обогащение меню ребенка полезными веществами, потребность в которых у растущего организма уже не удовлетворяется полностью грудным молоком, при этом у малыша может возникнуть дефицит некоторых микроэлементов, нередко дети, прикармливаемые таким способом, плохо набирают в весе.
  • Из-за того что малыш получает несколько разных продуктов в одно кормление, в случае возникновения нежелательных реакций становится невозможным проследить, на какой из этих продуктов у ребенка возникла аллергическая реакция или расстройство стула.
  • Формирование у ребенка навыков кусания и жевания происходит постепенно, по мере созревания нервной системы и развития жевательного аппарата. Раннее введение твердой пищи, пусть даже маленькими кусочками, приводит к тому, что малыш начинает давиться непривычной едой, при этом значительно увеличивается риск ее попадания в дыхательные пути. К тому же недостаточно измельченная и плохо пережеван ная пища хуже переваривается и усваивается, значительно увеличивая нагрузку на незрелую пищеварительную систему малыша. Плохо переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения.
  • Из тарелки мамы малыш может съесть продукт с солью, сахаром и другими нежелательными добавками, которые не рекомендуется давать ребенку до 1 года. Кроме того, следует отметить, что, выбирая метод прикармливания «с маминой тарелки», родители не всегда пересматривают свое меню и часто продолжают есть привычные блюда, которые совсем не подходят для детского питания.
  • Отсутствие организованного приема пищи не способствует выработке определенного режима питания, что также может неблагоприятно отразиться на работе пищеварительной системы ребенка.

Таким образом, гораздо физиологичнее вводить прикорм в соответствии с современными рекомендациями педиатров, начиная с адаптированной пюреобразной пищи, которая соответствует возрасту ребенка и его возможностям проглотить, переварить и усвоить новое блюдо. Использование в начале прикорма пюре, состоящих лишь из одного продукта без примесей, позволит отследить реакцию ребенка на данный продукт и в случае развития аллергической реакции своевременно исключить его из рациона крохи. Постепенное введение все более разнообразных по консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду продуктов питания позволит сделать переход малыша к «взрослой» пище плавным и естественным.

Прикорм и грудное вскармливание – можно ли совместить?

Одним из распространенных заблуждений, которым многие мамы и бабушки обычно объясняют причину введения прикорма, является утверждение, что со временем качество молока ухудшается и после полугода кормления «в нем не остается ничего полезного». В действительности высокая биологическая ценность грудного молока сохраняется на протяжении всего периода грудного вскармливания. И после полугода, и на втором году кормления грудью мамино молоко продолжает оставаться для ребенка источником многих необходимых веществ в оптимальных для усвоения формах, а кроме того, оно способствует нормальному формированию иммунной системы малыша, созреванию ферментной и микробной систем кишечника, структурному развитию нервной системы и особенно головного мозга крохи. Состав молока меняется со временем, подстраиваясь под потребности растущего ребенка. Именно поэтому очень важно, несмотря на введение другой пищи, сохранять грудное вскармливание, по крайней мере, до конца первого года жизни ребенка.

Не допускаем ошибок

Очень часто из-за несвоевременного или нерационального введения прикорма у кормящей мамы может значительно снижаться количество молока, нередко уже в первые месяцы после введения прикорма грудное вскармливание прекращается досрочно. В большинстве случаев это происходит из-за непонимания сути прикорма, стремления как можно быстрее довести объемы вводимых блюд прикорма до «рекомендуемой нормы», замещая при этом кормление грудью. Кормящей маме важно понимать, что прикорм, хотя и значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, не является основой питания ребенка. Самые важные питательные вещества для своего роста и развития ребенок по-прежнему продолжает получать с маминым молоком. Главная задача мамы в этот период – постепенно, по мере развития пищевого интереса у малыша, познакомить его с новыми продуктами, не настаивая и не преследуя цели обязательно накормить ребенка досыта определенным количеством детского питания. Такой подход позволит, с одной стороны, поддержать аппетит и активный интерес к еде у малыша, а с другой стороны, даст возможность как можно дольше сохранить грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Таким образом, два процесса – грудное вскармливание и постепенный переход на пищу с общего стола – будут происходить параллельно, не мешая и не вытесняя друг друга.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лечим насморк у детей до года Лечим насморк у детей до года

Как помочь грудничку пережить насморк и не допустить осложнений?

9 месяцев
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
«Меняются материалы, а круг образов всегда один» «Меняются материалы, а круг образов всегда один»

Художник Борис Кочейшвили — о том, что рай — это состояние

Weekend
Убери камеру! Убери камеру!

Как провести фото- и видеосъемку в общественном месте и избежать неприятностей

Лиза
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана

Как обезопасить себя от дипфейков и мошеннических видео

Правила жизни
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Открыть в приложении