Африканское дно: из Конго в Конго через Конго

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова

Африканское дно. Из Конго в Конго через Конго

Текст Алексей Камерзанов

Как не прокладывай маршрут по Западной Африке, а миновать великую реку Конго, которую здесь ещё называют Заир и Луалаба, всё равно не удастся. Это самая большая по объёму переносимой воды голубая артерия Африки и вторая по величине в мире. Она дважды пересекает экватор, её гидроэнергетический потенциал составляет шестую часть от общемирового. Это огромная экосистема, собирающая воды всей тропической части континента, чтобы унести их в Атлантический океан...

Ещё в XV веке в устье реки появились первые португальские колонизаторы, а немного позже, в XVIII веке, конголезские рабы стали очень ходовым товаром. Крепкие, выносливые, сильные, они отлично подходили для работы на британских плантациях в Америке. К концу XIX века территорией, лежавшей к югу от берега реки, вплотную занялись бельгийцы и основали бельгийское Конго. Поначалу земли принадлежали лично королю Леопольду и приносили ему неплохую прибыль, но потом обременённый долгами король подарил их Королевству Бельгия, а столицей стал город, лежащий прямо на берегу – Леопольдвиль, который сейчас называется Киншаса. На другом берегу примерно в это же время свою Африку обустраивали французы, включив колонию в состав Французской Экваториальной Африки. Основанный офицером французского флота Пьером Саворньян де Бразза пост стал называться Браззавилем (расположен он был аккурат напротив Киншасы). Таким образом, после обретения независимости в 1960-х годах на карте появились сразу две страны с почти одинаковыми названиями – Республика Конго и Демократическая Республика Конго (какое-то время называвшаяся Заир), которые во избежание путаницы называют Конго-Браззавиль и Конго-Киншаса.

Сегодня в бывшем французском Конго дела по африканским меркам идут неплохо. А вот Демократическая Республика Конго (ДРК) всё больше походит на failed state – несостоявшееся государство. Слабая экономика, неуверенная центральная власть, неподчиняющиеся никому военизированные группировки, этнические конфликты, грунтовые дороги и тотальная нищета – делают ДРК не самой привлекательной для посещения страной. Первый раз мы хотели попасть сюда ещё в 2018 году, чтобы увидеть действующий вулкан Ньирогонго, находящийся на территории национального парка «Вирунга», но за месяц до этого бандиты похитили английских туристов и убили рейнджера, в результате чего парк закрылся на год. Теперь же ДРК вновь возникла в наших планах, потому что, двигаясь по Западной Африке, мимо неё никак не пройти – нужно было лишь составить наиболее короткий и безопасный маршрут. План был таким: из Анголы через погранпереход «Матади» мы попадаем в ДРК, по мосту пересекаем реку Конго, въезжаем в ангольский эксклав Кабинда, а через него на территорию Республики Конго. Правда маршрут имел изъяны, включая не самые спокойные участки ДРК, да и эксклав Кабинда пользовался репутацией небезопасного. Вариант доехать до Киншасы и уже там переплыть в Браззавиль в расчёт не принимался, так как между городами нет грузового парома. Есть обычный, пассажирский, а грузового нет. Можно попробовать погрузить машину на баржу, но это долго, дорого и ненадёжно. Выручили друзья-поляки, с которыми мы познакомились в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Они рассказали, что в районе Луози есть другой паром, который ходит достаточно стабильно и за 15 минут переплывает широкую Конго. То есть мы едем из Анголы через Конго до переправы, потом на паром и уходим в бывшие французские владения, во второе Конго, в направлении Браззавиля.

Средоточие хаоса" на границе Анголы и ДРК. Более дикого погранперехода я не видел ни в одной стране мира 

Погрантреш

Надо сказать, что погружаться на дно Африки мы начали прямо на границе – более дикого погранперехода я не видел ни в одной стране мира. Конголезская часть не заасфальтирована, поэтому все ездят и ходят по раскисшей от дождей глине, попутно разбрасывая вокруг невероятное количество мусора. Около половины транспорта, проходящего через КПП, приводится в движение мускульной силой. Как правило, это большие телеги, заваленные ширпотребом, которые толкают 5–6 человек. Разумеется, никакой стороны движения они не придерживаются, а едут там, где есть просвет, что приводит к тотальному хаосу. К счастью, на моей машине стоят передние и задние отбойники и в случае необходимости можно кого-нибудь подвинуть или, наоборот, принять удар. В окна постоянно заглядывают недовольные лица. А уж если кто-то видит, что мы снимаем происходящее на телефон, то раздаются крики, угрозы, а иногда начинается погоня. В общем, обстановка напряжённая. Пограничники, улыбаясь, расспрашивают, как нас сюда занесло и куда мы едем. Европейцы здесь бывают нечасто, поэтому наше появление вызывает живые эмоции.

Однако для оформления Carnet De Passage нам придётся войти в средоточие хаоса. И в этот раз, увы, пешком. Один из пограничников вызывается нас проводить. Мы шлёпаем по глиняной жиже, уворачиваясь от перегруженных телег и велосипедов. В лица людей мы стараемся не смотреть, так как некоторые из них ещё несколько минут назад готовы были разорвать нас на части за съёмку из машины. Около здания таможни толпится большая очередь. Первым стоит огромный парень с большим камнем в руках, и, без сомнения, он пустит его в дело, если кто-то попытается прорваться. Мы просим провожатого уточнить, как нам поставить штампы на документы и через несколько минут нас приглашают в боковую дверь и проводят мимо очереди в кабинет начальника. Оказавшись внутри, я сожалею, что не могу снять происходящее. Перед нами очень стильный, неожиданно вежливый офицер в военном берете, белых перчатках и отглаженной форме, с белоснежной улыбкой и аккуратными усиками.

Вход в суровую конголезскую таможню 

– Господа, прошу меня извинить, у меня дело буквально на минуту, – сообщает он на хорошем английском и выходит за дверь. В окно хорошо видна толпа и тот самый парень с камнем. Сквозь мутное стекло мы наблюдаем, как офицер, даже не поднимая рук (видимо, чтобы не пачкать перчатки), ногами нещадно колотит толпу. Его помощники орудуют дубинками. Буквально через полминуты порог заведения очищен. Парень с камнем издали сердито сверкает глазами. Всё это выглядит как сцена из кино, а начальник как ни в чем не бывало входит обратно и усаживается в кресло.

– Ещё раз добрый день, господа. Добро пожаловать в Демократическую Республику Конго! Как вам тут, кстати? – начинает он.

– Ну… э-э-э… вообще, интересно, – находясь под впечатлением от увиденного, отвечаю я. – Мы первый раз в ДРК, не терпится посмотреть вашу страну. Мы так много о ней слышали! – вхожу я во вкус.

– Отлично, – улыбается офицер, – давайте документы, я поставлю штампы.

Пока он штампует листы, я продолжаю рассказывать, как мы сюда попали и куда едем, при этом меня не покидает чувство глубочайшего сожаления – такие кадры пропали! Но обстановка не располагает к съёмкам, и вскоре, забрав готовые документы, мы прощаемся и через грязь и хаос отправляемся к машинам. В понимании многих прохождение границы – процесс, строго регламентированный и организованный. Но только не здесь. Через опущенную палку тощего гнутого шлагбаума нелегально просачиваются десятки людей. Достаточно солдату отвернуться, как сразу несколько человек пролезают под шлагбаумом. Если пограничник это видит, то бьёт палкой тех, кого может достать, а кто успевает проскочить – растворяется в толпе. Никто никого не преследует. Похоже, в Демократической Республике Конго нелегальное пересечение границы не является серьёзной проблемой.

Медленно продвигаемся среди телег со скоростью пешехода. Впереди снова КПП. Мы уже знаем, что будет дальше – сбор денег за проезд. Если местные платят символические суммы, то с иностранцев дерут по полной – около двадцати долларов с машины. На iOverlander я читал, что избежать поборов практически невозможно – вас просто не пустят. Платим, как он здесь называется, дорожный налог и отправляемся в сторону переправы. Нам известно, что последний паром отходит в пять вечера, и мы наверняка не успеем, но это неважно. В нас проснулся дух приключений, а в голове носится безрассудное «будь что будет».

Умиротворяющие вечерние виды Конго

К реке

Вскоре мы выезжаем на асфальтированную дорогу, и это большая неожиданность. Хотя у её появления есть вполне логичное объяснение – это национальное шоссе № 1, ведущее до Лубумбаши и дальше до границы с Замбией. Впрочем, нам почти сразу приходится свернуть на глиняный просёлок R111 в сторону переправы. На протяжении всего пути мы рассматриваем встречный транспорт – более ушатанных машин никто из нас не встречал. У большей части из них нарушена геометрия кузова, помяты крыши, не закрываются капоты и багажники, подвязаны скотчем и верёвками бамперы, зеркала, крылья… Машины категорически перегружены тюками и людьми. С интересом мы считаем остановившихся из-за поломок. В среднем получается около десяти в час. Видно, что некоторые стоят тут долго – у кого-то отвалилось колесо, у кого-то привод, несколько человек ковыряются в двигателях...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
До лампочки: вредно ли ездить с пустым баком До лампочки: вредно ли ездить с пустым баком

Часто водители ездят до момента, пока не загорается лампа низкого уровня топлива

Популярная механика
Как устроен Chery Tiggo и китайский автопром Как устроен Chery Tiggo и китайский автопром

Компания Chery в последние годы вышла на совершенно новый уровень

4x4 Club
Летучие мыши и приматы оказались самыми стойкими к опьянению зверями Летучие мыши и приматы оказались самыми стойкими к опьянению зверями

Эффективнее всего перерабатывают алкоголь приматы и рукокрылые

N+1
Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт! Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт!

Компактный, комфортный, надёжный, относительно простой и недорогой

4x4 Club
Хочу написать книгу, но не знаю как: 10 советов начинающему писателю Хочу написать книгу, но не знаю как: 10 советов начинающему писателю

Создание книги ‒ сложный процесс, требующий от автора много сил и внимания

Cosmopolitan
Убивают ли двигатель топливные присадки? Убивают ли двигатель топливные присадки?

Каждый день на дороги выезжают миллионы машин

4x4 Club
Альвдис Н. Рутиэн: Между Альвдис Н. Рутиэн: Между

Отрывок из романа по мотивам мифологии кельтов

СНОБ
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Моделирование помогло рассчитать угол падения «динозаврового» астероида Моделирование помогло рассчитать угол падения «динозаврового» астероида

Падение астероида могло стать причиной существенного изменения климата

N+1
Chery Tiggo 8. Обсуждение деталей Chery Tiggo 8. Обсуждение деталей

Одно из свойств памяти – внезапный возврат к какому-нибудь странному событию

4x4 Club
10 лучших ролей Мэттью Макконахи 10 лучших ролей Мэттью Макконахи

Самые запоминающиеся образы Мэттью Макконахи

Esquire
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
«Сейчас нет никого, кто бы не чувствовал себя уязвимым». Юлий Дубов о Босове, Быкове, Березовском и других героях «лихих 90-х» и дней сегодняшних «Сейчас нет никого, кто бы не чувствовал себя уязвимым». Юлий Дубов о Босове, Быкове, Березовском и других героях «лихих 90-х» и дней сегодняшних

«Сноб» побеседовал с российским предпринимателем и писателем Юлием Дубовым

СНОБ
Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама» Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама»

«Я Ира, мне 37 лет, и я не хочу детей», – признается автор популярного канала

Psychologies
200 лет на месте 200 лет на месте

Василий Степанов о «Грозе» Григория Константинопольского

Weekend
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Вы уволены. Как сохранить силу духа и почему аргумент «просто нет работы» не принимается Вы уволены. Как сохранить силу духа и почему аргумент «просто нет работы» не принимается

Какие ошибки не стоит совершать при поиске новой работы

Forbes
Хромые клячи: 15 провальных автомобильных проектов Хромые клячи: 15 провальных автомобильных проектов

Порой новейшие автомобильные проекты обречены на громкий провал

Популярная механика
Русская чайная машина братьев Баташевых Русская чайная машина братьев Баташевых

В 1909 году Тулу взбаламутили слухи о проезде через город императорской семьи

Караван историй
Светлая полоса: фальшивый номер газеты Светлая полоса: фальшивый номер газеты

Как советские журналисты придумали способ обойти государственную цензуру

Esquire
Фильмы, которые должны были получить «Оскары» в последние 10 лет и не получили Фильмы, которые должны были получить «Оскары» в последние 10 лет и не получили

«Оскар» в категории «Лучший фильм» всё время уходит не по адресу

Maxim
Правила жизни Уолта Диснея Правила жизни Уолта Диснея

Правила жизни знаменитого художника-мультипликатора Уолта Диснея

Esquire
Как программист из Ульяновска построил бизнес на $100 млн, привлек инвестиции в США и стал героем фильма Дудя о Долине Как программист из Ульяновска построил бизнес на $100 млн, привлек инвестиции в США и стал героем фильма Дудя о Долине

Руслан Фазлыев к 40 годам создал два глобальных IT-бизнеса

Forbes
Что умеют люди со сверхспособностями: дар природы Что умеют люди со сверхспособностями: дар природы

Есть среди нас такие, кого природа одарила необычными для человека способностями

Популярная механика
10 самых идиотских налогов в истории 10 самых идиотских налогов в истории

По сравнению с этими налогами современные покажутся тебе триумфом логики

Maxim
Как пережить разлуку с семьей из-за закрытия границ Как пережить разлуку с семьей из-за закрытия границ

Как наименее болезненно пережить период разлуки с близкими?

Psychologies
Ученые успешно воспроизвели аспекты теории перспектив Ученые успешно воспроизвели аспекты теории перспектив

Теорию перспектив из работы Канемана и Тверски удалось применить на практике

N+1
Квантовый процессор просимулировал изомеризацию и вычислил энергии водородных цепочек Квантовый процессор просимулировал изомеризацию и вычислил энергии водородных цепочек

Алгоритм помог вычислить энергию основных состояний водородных цепочек

N+1
Как фриланс влияет на здоровье: исследования, проблемы и решения Как фриланс влияет на здоровье: исследования, проблемы и решения

Фриланс многим представлялся как работа мечты, но у этого формата есть нюансы

РБК
Открыть в приложении