10 оттенков страха Владимира Машкова и его команды
Паника, тревога, неопределенность — фон сегодняшней жизни. Хотите найти антидот страха? Есть прекрасный способ: довести пугающую ситуацию до абсурда. Провести эксперимент можно на премьерном спектакле-детективе по пьесе Агаты Кристи «И никого не стало», который поставил Владимир Машков в Театре Олега Табакова. Вам предстоит вообразить самое худшее, испугаться, а затем хорошенько рассмотреть монстра.
Представьте, что вы по любезному приглашению неизвестной особы приезжаете на тихий уединенный остров. Вместе с вами там оказываются несколько незнакомцев. И в сей таинственной обстановке громкий голос «с небес» публично озвучивает ваш самый постыдный проступок в жизни, а затем грозит страшным возмездием.
Вам предстоит с минуты на минуту закончить жизнь самым трагическим образом. Бежать некуда, вы загнаны в угол. Что вы испытаете — ужас? Злость? Отчаяние? Панику? Желание биться до конца? В таких обстоятельствах оказываются герои пьесы Агаты Кристи «И никого не стало».
Пьеса родилась из романа, известного в России, как «Десять негритят». В основу сюжета легла старинная считалочка о десяти маленьких негритятах, позднее переименованных автором в индейцев из соображений политкорректности. Оказавшись на спектакле, поставленном Владимиром Машковым, зрители могут присоединиться к страхам персонажей и вместе с тем — исследовать, вытащить из сумерек на яркий свет то, что пугает их самих. Довести ситуацию до абсурда, соотнести ее с реальностью и, в конечном счете, освободиться и успокоиться.
Мы расспросили режиссера и участников спектакля, с какими страхами встречаются их герои и они сами. И что помогает им эти страхи преодолевать.
От волнения до ужаса
Владимир Машков, режиссер
Страх в спектакле. Каждый персонаж нашего спектакля напуган, но проявляется это по-разному: одного страх парализует, у другого вызывает сопротивление, третий начинает защищаться или бросается в атаку. А кого-то охватывает такой сильный ужас, что он просто теряет сознание: выдерживать страх ему настолько невыносимо, что лучше уж сразу отключиться, не дожидаясь развязки. И вот я, как режиссер, впускаю в себя страхи всех героев сразу (и заодно актеров) — от волнения до паники.
Исследуя различные реакции и глубину поражения, вспоминаю и свои болевые точки, но это не столько страшно, сколько интересно.
Страх в жизни. У меня было однажды столкновение с самым главным страхом — страхом смерти. И справиться с ним помог мой персонаж. На съемках фильма «Край» Алексея Учителя (2010) мне надо было переплыть бурную реку Вуокса. Стоял октябрь, вода градусов восемь. Я в солдатской одежде должен был прыгнуть в воду и проплыть метров 20.
Я играл танкиста, который вернулся с фронта, мужественного, отважного человека. И вот я, под воздействием этого героического образа героически оттолкнулся, прыгнул и героически поплыл. Течение оказалось таким сильным, что меня понесло в сторону. Все силы ушли на сопротивление, а тут еще ремень с сапогами на шее...