10 карьерных правил от великих полководцев
Казалось бы, ни Наполеон, ни Кутузов ни дня не просидели в офисе, а советы дают получше, чем многие гуру современного менеджмента
Да, конечно, ты не на войне, а вроде как серьезным делом занимаешься: обновляешь, например, клиентские базы, разрисовываешь сайты цветочками и рассчитываешь маркетинговые стратегии, не имея никакой возможности просто встать и со счастливым вздохом запулить по коммерческому отделу из гранатомета.
И все же даже в самом миролюбивом офисе есть место битве, интриге и маневру. И, стало быть, отеческие наставления военачальников минувшего вполне могут тебе в один прекрасный день пригодиться. Тем более что они сплошь и рядом совпадают с рекомендациями гуру современных корпоративных баталий.
И да, зная, какой ты скептик, мы специально выбирали полководцев, которые сумели дожить хотя бы до 50 лет.
01Умелый полководец недрачлив
Лао-Цзы
Конфликты на рабочем месте приятно разнообразят рутину трудовых будней, но чаще всего имеют негативные последствия для всех участников. В азах корпоративной конфликтологии (ты не поверишь, но такая наука на самом деле существует, хотя Нобелевскую премию за нее пока никому не давали) значится, что эффективность предприятия или отдела куда больше зависит от благостности на местах, чем считалось раньше. (Пагубность регулярных конфликтов для целей группы первым доказал социолог Льюис Козер, один из основоположников теории социального конфликта.) Так что, если в 50–60-х годах ХХ века отдельные компании поощряли «нахрапистых и зубастых», полагая, что таким образом поддерживают в работниках боевой дух и соревновательность, то с конца 80-х тренд решительным образом поменялся*.
* — Примечание Phacochoerus'a Фунтика:
«Если ты смотришь довольно смешной сериал «Офис», то один из главных героев, Дуайт, там как раз является пародией на старый добрый образ офис-менеджера сражающегося, который никак не может понять, что время грызть глотки и хватать за пятки ушло вместе с бриолином и машинами длиной в километр»
Сегодня участник открытого конфликта, даже если он безупречно и великолепно прав, автоматически рассматривается как угроза бесперебойной работе корпоративной машины. Так что прежде, чем носить жалобы кадровикам на Петрухина, проходимца, парнокопытного обыкновенного, вспомни, что данный эль-скандаль ляжет на обе ваши с Петрухиным головы. И чем толще будет стопка твоих жалоб (обоснованных!), тем более явно на тебе будет проступать печать склочника, существа конфликтного и проблемного. Вступая в открытый конфликт с привлечением сторонних лиц, ты должен быть совершенно уверен, что бонусы перевесят потери.
02Главное — ввязаться в драку, а там посмотрим
Наполеон
Умные студенты учатся бесплатно, а самые умные — получают деньги за то, что учатся. Да, конечно, любой нормальный человек предпочтет браться за проект, в котором он хоть как-то разбирается, чем мучительно, с нуля овладевать темой. Но это нормальный. А гений будет пользоваться возможностью приобрести на рабочем месте новые навыки и усвоить новую информацию. Еще Дейл Карнеги, мир его памяти, рекомендовал по возможности не браться за работу, которую знаешь досконально и которая не принесет тебе ничего, кроме денег за ее безукоризненное исполнение. Нет ничего более надежного, чтобы затормозить как карьерный рост, так и свое личное развитие, чем выполнять уже известное. Лучше всего, если твоя работа делится в пропорции 20:40:40, где 20% — новая для тебя деятельность, 40% — то, что ты уже иногда делал раньше, 40% — досконально известный тебе материал.