Александр Архангельский — критик, литературовед, писатель, публицист, телеведущий. Автор, ведущий и руководитель программы «Тем временем» на телеканале «Культура». Педагог и автор школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе
28 записей
20:37:49
Прямая речь
А. Архангельский. Кто такие классики
Мы думаем, что классика – в прошлом. А на самом деле классиков сначала выбирали из современников. Как это могло быть?
Прямая речь
А. Архангельский. «Бедная Лиза» и «Горе от ума»
Почему без повести «Бедная Лиза» непредставима русская классика? И почему в комедии Грибоедова смех не может победить ничего?
Прямая речь
А. Архангельский. Герои Пушкина
Что общего между такими разными героями как Руслан и Онегин, Сильвио и Гробовщик, Пугачёв и Екатерина, Гринёв и Татьяна?
Прямая речь
А. Архангельский. Герои Гоголя как литературные маски
У героев Гоголя неповторимые характеры – и в то же время это маскарад живых персонажей
Прямая речь
А. Архангельский. Подростки – герои литературы
От Уильяма Голдинга до современных писателей, использующих в качестве главных действующих лиц подростков. А также причинах использования жестокости в литературе
Прямая речь
А. Архангельский. Пушкин и пути свободы
Совсем непростой путь к идеалу свободы великого поэта. О свободе разума в осмыслении окружающего мира, свойственном современникам Пушкина. А также вы услышите много стихов и их обсуждений
Прямая речь
А. Архангельский. Откуда прибыл Чацкий и куда уехал Хлестаков
О том, кто обычно является главным героем комедии на примере двух известных произведений «Горе от ума» и «Ревизор»
Прямая речь
А. Архангельский. Детство человечества от игрушки до мифа
Как люди начали придумывать истории, рассказывать, писать и что из этого вышло. Поговорим о том, как рождались мифы, как из мифов вырастал фольклор, а из фольклора – привычная нам литература
Прямая речь
А. Архангельский. От Геракла до Бэтмена герои в жизни и герои в культуре
Подвиги Геракла, героизм Ахилла, битва Карлсона с Фрекен Бок и свершения Бэтмена – такие разные поступки, о них так по-разному рассказано, но что-то между ними есть общее. Что именно?
Прямая речь
А. Архангельский. Одиссей – главный странник мировой литературы
Узнаем о судьбе античного героя, поговорим о книгах, которые выросли из эпоса Гомера, составим первое представление о трех родах литературы: эпосе, лирике, драме
Прямая речь
А. Архангельский. Боги, герои и люди. Древнегреческая мифология
Почему древние греки (и не менее древние римляне) стали главными на свете мифотворцами. Почему их мифы забывались, возвращались, снова забывались. И почему они так волновали русских поэтов
Прямая речь
А. Архангельский. Герои былин как они связаны с нами
Кто такие герои былин, есть ли свои былины у других народов? Баллада: это так неожиданно! Баллада Алексея Толстого «Илья Муромец»: можно ли о богатырях говорить с насмешкой?
Прямая речь
А. Архангельский. Герои древнерусских хождений, от Иерусалима до Индии
Как паломники из Европы добирались в Палестину. Как добирались до Святой земли и как возвращались с чужбины, что делал во Святой земле игумен Даниил
Прямая речь
А. Архангельский. Сотворение мира. Как люди искали начало начал
Что такое сюжет и почему одни и те же сюжеты повторяются в разных мифологиях? Как видели в древности начало мира и что думали о его конце? Как это повлияло на фольклор и литературу?
Прямая речь
А. Архангельский. Диалоги времен былины, летописи и пушкинская Песнь о вещем Олеге
Один из главных героев русской литературы – вещий Олег. А что такого героического в том, чтобы погибнуть от укуса змеи? Что делает его героем и в каком смысле?
Прямая речь
А. Архангельский. «Мцыри»
Прочитаем поэму Михаила Лермонтова «Мцыри» и постараемся понять, куда же убегает Мцыри из монастыря. А потом поставим рядом с этой поэмой детские сказки Чуковского… и поразимся
Прямая речь
А. Архангельский. Чему учит басня
Все знают, что такое басня. Забавная история, в которой изображаются человеческие недостатки, а в конце предлагается вывод. А как быть, если мораль – не на месте?
Прямая речь
А. Архангельский. Герои «Дон Кихота»
Как Сервантес сочинял одну книгу, а получилась другая. Рыцарский роман с двойной начинкой. Что такое пародия и как попробовать их сочинять самостоятельно?
Прямая речь
А. Архангельский. Герой и сюжет
От новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе» до рассказов Виктора Драгунского. Что такое новелла? Чем отличается от простого рассказа? Почему нам нравятся неожиданные повороты сюжета?
Прямая речь
А. Архангельский. Как поэты возвращаются домой
Одна из главных тем литературных странствий – путь к себе. А другая главная тема – возвращение домой. И реальное, и воображаемое, и метафорическое. И всегда это путь. И надежда на встречу
Прямая речь
А. Архангельский. Как прозаики впадают в детство
Часто лучшие книги «детских» писателей рассказывают об их детстве. Иногда так и называются: «Детство» Льва Толстого, «Детство» Максима Горького. И у современных писателей такое не редкость
Прямая речь
А. Архангельский. Пушкин, Ветхий Завет, Евангелие и Коран
Что дали Пушкину Ветхий Завет, Евангелие и Коран? А что Пушкин дал священным книгам? И вообще: как художественная литература обращается со священными текстами
Прямая речь
А. Архангельский. Роман-путешествие
О чем и кому писал свои письма Карамзин? Почему его за рассказ о путешествии за границу его не преследовали, а его предшественник Радищев за «Путешествие из Петербурга в Москву» отправился в Сибирь?
Прямая речь
А. Архангельский. Рыцарь, но скупой
Скупой, но рыцарь. Благородный, но разбойник. Разбойник, но благородный. Что общего между такими разными героями Пушкина, как Скупой рыцарь и Дубровский?
Прямая речь
А. Архангельский. Священные книги человечества
Какие книги мы называем священными и за что им такая честь? У всех ли народов есть священные книги? Чем они отличаются от фольклора и художественной литературы? А мифы в священных книгах есть?
Прямая речь
А.Архангельский. Тайны сказочных сюжетов
На самом деле сказки очень часто вбирают в себя мотивы, темы, идеи, притчи и даже образы священных книг. Как это происходит? Узнаем
Прямая речь
А. Архангельский. Игрушки - литературные персонажи
В каких важных для нас книгах герои играют в игрушки? И эти игрушки становятся персонажами, или с ними связаны тайны, или они становятся частью сюжета? И почему игра – дело очень серьезное?
Прямая речь
А. Архангельский. Муму и Бульба
Герои Тургенева «Муму» – то беспомощные, то бесчеловечные.Герои «Тараса Бульбы» Гоголя – то дружелюбные, то кровожадные. А зачем писатели рассказывают о таких героях?